Михаил Шувалов


Отец городской герильи
Жизнь и борьба Карлоса Маригеллы

Долг революционера — в том, чтобы делать революцию во что бы то ни стало.
К. Маригелла

Вот уже более тридцати лет прошло с тех пор, как 4 ноября 1969 г. агенты полиции застрелили бразильского революционера и известного во всем мире теоретика городской герильи Карлоса Маригеллу. О нём сейчас мало вспоминают, хотя его опыт вооружённой борьбы с полицейскими диктатурами является очень серьёзным поводом для того, чтобы сказать несколько слов о биографии и основных идеях этого выдающегося деятеля.

Как известно, в апреле 1964 года прогрессивное правительство президента Жоао Гуларта было свергнуто в результате военного переворота, и с тех пор над Бразилией нависла тьма самого настоящего фашизма. Были разогнаны практически все политические партии, подавляющее большинство прогрессивных политиков либо были брошены в тюрьмы, либо оказались вынуждены покинуть страну (а в некоторых случаях просто исчезли без следа), на деятельность прессы были наложены строжайшие цензурные ограничения.

По всей стране начался разгул «эскадронов смерти», планомерно уничтожавших тех, кто казался им красным или хотя бы «розовым». Даже священнослужители не могли быть уверены в том, что им удастся избежать ареста и жесточайших пыток в полицейских застенках — вот что вспоминала монахиня Маурина Борхес да Сильвериа, настоятельница приюта для детей-сирот в штате Сан-Пауло: «Когда меня стали пытать с помощью электрошока, то я не смогла удержаться от криков и плача, но эти палачи лишь смеялись надо мной и говорили, что они будут пытать и других священников и монахинь, пусть они только попадутся им в руки».

Нельзя забывать тот факт, что все эти зверства и ужасы «фашизма по-бразильски» творились при откровенном попустительстве (а часто и при почти не скрываемой поддержке) державы, чьи власти всегда любили и любят выставлять себя в качестве «поборников демократии и прав человека», великих гуманистов, последней надежды всех обиженных и обездоленных. Да-да, вы не ошиблись в своих догадках — речь, конечно же, идёт о Соединённых Штатах Америки. Всего лишь через пару месяцев после прихода к власти в Бразилии фашистского режима правительство США выпустило секретный меморандум, предусматривавший предоставление новому режиму «финансовой помощи» на сумму в энное число миллиардов долларов.

Впрочем, как нетрудно догадаться, дело не ограничилось только денежными вливаниями — только в первые годы реакционного режима в печально знаменитой «Школе Америк» в форте Беннинг (штат Джорджия) по крайней мере двадцать бразильских офицеров прошли подготовку по таким «сверхактуальным» для тогдашней бразильской действительности курсам, как контрразведка, тактика репрессий, методы психологического воздействия на «смутьянов», а также методика и техника пыток.

В учебных пособиях, по которым занимались курсанты «Школы Америк», можно было прочитать, что университеты — это рассадники «терроризма», а священники и монахини — это потенциальные «подрывные элементы». Более того, в тех же учебниках содержались предупреждения, что «мятежники» и другие враги государства могут использовать выборы для свержения дружественных США режимов: фактически сама демократия как таковая объявлялась вне закона как потенциальное орудие «враждебных сил».

Однако народные массы Бразилии не смирились с установлением кровавой диктатуры и достаточно скоро начали развёртывать движение сопротивления клике людоедов в генеральских мундирах. Одним из наиболее ярких лидеров этого движения стал видный бразильский коммунист Карлос Маригелла. Маригелле в это время было уже далеко за пятьдесят, и, в отличие от многих других известных латиноамериканских революционеров, он был представителем поколения Коминтерна.

В компартию Маригелла вступил в 1930-х годах, ещё до бразильской революции 1935 года, вернее попытки начать социалистическую революцию в Бразилии. Попытка провалилась, и после ареста прежнего руководства партии Маригелла вошёл в состав руководителей Бразильской компартии и долгое время был одним из лидеров мирового коммунизма. До поры до времени он достаточно послушно следовал в фарватере промосковской идейно-политической линии, однако в 1965-66-х годах Маригелла стал всё более критически относиться к Бразильской компартии из-за её неспособности к решительным действиям в условиях военной диктатуры.

Постепенно он пришёл к той точке зрения, что партия оказалась неспособна вести эффективное сопротивление военной хунте, а в целом — подчинила свою политику и интересы рабочего класса политике и интересам буржуазии. Маригелла обвинил компартию в том, что она следует чисто реформистской и оппортунистической линии, напрочь забыла о революционной борьбе, а радикальное революционное действие заменила организацией еженедельных митингов и изданием брошюр, по своему содержанию мало чем отличавшихся от публикаций идеалистов из либерального лагеря.

Окончательный разрыв Маригеллы с компартией Бразилии произошел в 1967 году, когда он, полный впечатлений от увиденного и услышанного им на Конференции солидарности с борьбой народов Азии, Африки и Латинской Америки и Конференции латиноамериканской солидарности (эти крупные международные форумы прошли в Гаване, соответственно, в 1966-м и 1967-м годах, и на них собрались участники революционного движения со всех уголков Латинской Америки), объявил о своём выходе из состава ЦК Бразильской компартии и принял решение начать революционную повстанческую деятельность.

В конце 1967 — начале 1968-го годов Маригелла вместе с группой единомышленников создал «Действие за национальное освобождение», подпольную военно-политическую организацию, «программа-максимум» которой состояла в свержении военной диктатуры и в захвате власти в стране народными массами с последующим созданием революционного правительства. По мнению Маригеллы, вооружённая борьба в Бразилии должна была начаться именно в городах, а лишь затем перекинуться и в сельскую местность. Маригелла предрекал, что именно такой сценарий приведет к появлению единой народной армии, которая окажется способной провести «последний и решительный бой» с силами капитализма и реакции.

В 1968-69 гг. боевики «Действия за национальное освобождение» (ALN) осуществили целый ряд боевых операций против противника — военно-диктаторского режима. По своей методике акции ALN ничем не отличались от акций других подобных групп — всё те же экспроприации банков с целью финансирования движения (по оценкам экспертов, бойцам ALN удалось таким образом завладеть по меньшей мере миллионом долларов!!!), нападения на казармы и полицейские участки ради захвата оружия и другой амуниции, взрывы бомб в зданиях органов власти, организация побегов заключённых товарищей, покушения на наиболее ненавистных народным массам представителей фашистского госаппарата…

Пожалуй, наиболее известной акцией бойцов ALN стало похищение посла США в Бразилии Чарльза Элбрика, предпринятое с целью добиться освобождения пятнадцати захваченных в плен революционеров. По просьбе правительства США власти Бразилии согласились на обмен, революционеры были выпущены и немедленно эмигрировали в Мексику, а господин посол в целости и сохранности вернулся на берега Потомака.

Вскоре после окончания этого эпизода правительство Бразилии, разъярённое тем, что ему пришлось уступить требованиям «террористов», развернуло жесточайшую кампанию по «искоренению терроризма». В ноябре 1969 года, как мы уже говорили, полицейские агенты застрелили самого Карлоса Маригеллу, а спустя несколько недель после его гибели ещё один видный руководитель ALN Марио Алвес погиб в тюремных застенках, не выдержав жестоких пыток. В самом начале 1970 года бразильским спецслужбам удалось «вывести из игры» второго по значимости человека в ALN — Жоаким Феррейра был похищен переодетыми полицейскими в одном из пригородов Сан-Пауло и после длительных мучений убит выстрелом в затылок.

Количество же менее известных членов ALN, ставших жертвами репрессий, вообще не поддается исчислению — фактически к началу 1970-х годов «Действие за национальное освобождение» было ликвидировано. Так закончился ещё один яркий эпизод в истории борьбы бразильского народа за социальную справедливость, за общество без диктаторов и помещиков, за социализм.

Впрочем, всемирную известность Карлос Маригелла приобрел не только (и даже не столько) благодаря своей роли лидера ALN — уже находясь в подполье, он написал целый ряд статей, брошюр и небольших книг, которые и стали его главным вкладом в теорию мирового революционного движения. Наиболее выдающимся его произведением стал «Миниучебник городской герильи», написанный в июне 1969 года. Едва эта небольшая книжка вышла из печати, как её тут же перевели на все основные языки мира (а много позже — даже на русский). Эту книжечку зачитывали до дыр и тщательно конспектировали молодые радикалы во всех уголках мира. Фактически она стала чем-то вроде библии для всех участников всемирного революционного движения.

«Мини-учебник» можно поставить в один ряд с работами Че Гевары и Мао Цзэдуна, поскольку в нём также подробно проанализированы стратегия, теория и тактика партизанской войны, однако между этим произведением Маригеллы и книгами классиков партизанской теории была одна очень важная разница: отправной точкой для текста Маригеллы послужили реалии антифашистской борьбы в условиях современного капиталистического мегаполиса.

С этой точки зрения, тактика, описанная в «Миниучебнике» имеет больше общего с тактикой уругвайской революционной организации «Тупамарос», Weather Underground из США, или леворадикальных групп в европейских странах в 1960-70 гг., чем с той, которая нашла своё отражение в работах Мао, Че или Режи Дебре, поскольку главной темой этих теоретиков была герилья именно сельская, а не городская. Тесная взаимосвязь идей Маригеллы с идеями и практикой левых радикалов в других странах становится ещё более ясной, если вспомнить, что ещё в мае 1969 г. Маригелла посвятил свой текст «Об организационной функции революционного насилия» «Движению новых левых и другим товарищам, ведущим революционную и антифашистскую борьбу в странах Европы». Неудивительно, что многие до сих пор называют Маригеллу «отцом всей городской герильи».

Для полноты картины следует всё же отметить, что, несмотря на приверженность ALN городской тактике, сам Маригелла в статье «Проблемы и принципы нашей стратегии» (январь 1969 года) пояснил, что, по его мнению, решающим элементом предстоящей Бразильской революции будет партизанская война в сельской местности, а не городской террор. Подлинное освобождение Бразилии наступит только в результате нарастания борьбы в сельской местности и последующего её объединения с борьбой городских революционеров, а также с революционными действиями народных масс.

Тем не менее, в отличие от Мао или Режи Дебре с его «теорией фоко», Маригелла настаивал, что участники партизанских отрядов не должны пытаться создавать «освобождённые районы» или обширные «партизанские очаги». По его мысли, в условиях Бразилии подобные образования обречены на разгром, а это только ослабит революционное движение. Исходя из этого Маригелла делает вывод, что главным принципом тактики бразильских революционеров как в городах, так и в сельской местности должна быть постоянная мобильность и способность действовать там, где этого меньше всего ожидает враг.

Кстати, сам текст «Миниучебника» интересен ещё и тем, что по нему можно изучать всю историю революционной борьбы в Латинской Америке (да и не только там) в 1960-70-е гг. — в разделах книги нашли свое отражение практически все аспекты деятельности городских партизан:

Пожалуй, наиболее интересной особенностью «Миниучебника», а также и всех остальных дошедших до нас произведений Маригеллы является постоянно присутствующий в них тезис, что основная цель вооружённой борьбы — пробуждение сознания масс, демонстрация на практике той мысли, что фашизму можно не только сопротивляться, но и в конечном итоге его свергнуть. Маригелла параллельно с Гербертом Маркузе пришел к выводу, что в современных условиях мощная индустрия сознания, пропаганда, газетные и телевизионные империи настолько эффективно манипулируют сознанием, что вполне можно говорить о «фашизме средств массовой информации» — фашизме индустрии сознания.

В таких условиях уже не работают когда-то успешные средства и методы — единственный выход в том, чтобы инициативное меньшинство с помощью дерзких вооружённых акций вначале пробудило народ от гипнотического транса, в который его погружает индустрия сознания. Вместе с тем, если внимательно перечитать эти тексты, то становится понятно, что Маригелла не испытывал иллюзий в отношении того, что такое инициативное меньшинство (и даже само ALN) сможет в течение длительного времени оказывать эффективное сопротивление фашистскому режиму или постараться захватить власть стране. Такие задачи под силу только массовому народному движению.

А вот этого, как мы теперь знаем, как раз и не произошло. Вооружённая борьба революционеров-одиночек так и не смогла вызвать в Бразилии настоящего революционного взрыва (все бразильские партизанские организации были к началу 1970-х годов ликвидированы в результате жесточайших репрессий). Правление военно-диктаторского режима продержалось вплоть до середины 1980-х годов, а американский империализм до сих пор продолжает удерживать Бразилию в своих цепких лапах.

Так что, честная и объективная оценка борьбы Карлоса Маригеллы и его товарищей — это не такая простая задача, как может показаться на первый взгляд. С одной стороны, вооружённое сопротивление жестокому, откровенно фашистскому режиму у любого честного человека не может вызвать никаких иных чувств, кроме симпатий. Однако с другой стороны, с позиций сегодняшнего дня совершенно ясно, что небольшие группы городских партизан, какими бы убеждёнными и самоотверженными бойцами не были их участники, неминуемо потерпят поражение, пока значительная часть населения не пожелает оказывать им активную поддержку, а не просто испытывать к ним пассивную симпатию или отстранённое восхищение.

Вооружённая революционная борьба Карлоса Маригеллы и его товарищей из «Действия за национальное освобождение» оказалась очень важным уроком и вдохновляющим примером не только для бразильского народа, но и для всех борцов с фашизмом и империализмом по всему миру. Даже и сейчас, спустя 30 с лишним лет после гибели, он продолжает оставаться, что называется, «культовой фигурой», символом самоотверженности, героизма и верности своим идеалам.

По материалам бюллетеня Arm the Spirit,
Antifa-Infobulletin (США)
и журнала «Чёрная звезда»