Олег Торбасов


Обзор курса «История религиозной культуры»

В мои руки попала программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий «История религиозной культуры» (4 изд., 2005 г.) А.В. Бородиной. Для начала обращает на себя внимание список рецензентов. Среди них такие скандальные личности как А. Шаргунов (публицист неофашистской газеты «Завтра» и автор очень положительной рецензии на мерзостную, чернушную книжку Н. Зерваса «Дети против волшебников») и С.К. Комков (академик РАЕН, втёршийся в изначально светское движение ОДВ и выпускавший от его имени газету и сайт, где рекламировал черносотенный антикоммунизм, клерикализм и лжеучёных-торсионщиков).

«Восприятие школьниками, например, поэтического языка всё более осложняется из-за незнания происхождения части лексики, особенно духовной, религиозно-философской, и непонимания значения её, а также смысла символических образов».

Ну так и хрен с ним. Такие поэтические произведения, как правило, малоценны в художественном отношении и реакционны в политическом. Фактически логика такая: детей надо подвергать религиозной обработке, чтобы они стали доступны для религиозной обработки. Вопрос, зачем это вообще надо, не ставится. Между тем, для восприятия Пушкина, Хлебникова и Маяковского очень желательно знакомство с их эпохами, но вот именно религиозная лексика требуется в весьма малой степени.

«Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценных знаний о ней…».

Если бы россияне действительно чувствовали такую острую нужду, то церковно-приходские школы были бы переполнены, чего отнюдь не наблюдается.

«Предлагаемый курс предназначен для преподавания в государственных и муниципальных школах, лицеях и гимназиях с 1 по 11 класс… Курс рассчитан на обучение по 1 часу в неделю на каждом году обучения».

Одиннадцать лет! Почти полтысячи часов! Какие-то это уж слишком полноценные знания о довольно скромном закутке национальной культуры, который, в отличие от классической русской литературы, существует изолированно от развития общества и ничего ему не даёт. Тем не менее одна из целей курса сверхамбициозна: «формирование целостного восприятия мира». Есть и ещё воспитательные, т.е. репрессивные задачи: «воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека» (имея в виду, что поддержание внутреннего мира капиталиста требует многомиллионных затрат, а внутренний мир каких-нибудь трудовых мигрантов из неправославных стран РПЦ вообще принимать в расчёт не желает), «формирование культуры общения» и «предупреждение возможных тупиков личностного развития» (читай — воспитание конформизма), «выработка этических принципов на основе традиций отечественной культуры» (в т.ч. великодержавных, разбойничьих), «воспитание патриотизма» (национализма), «формирование представление о культурном и историческом единстве России…» (т.е. это единство не подразумевается как производное от воли народов — прощай федерализм!), «возрождение православных основ семьи» (ну, это уже вообще наглость).

И чёрта с два это «История религиозной культуры»! Это агитпроп Русской православной церкви, поскольку учитель должен «чтить наследие православной культуры» и опираться на «Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви» (и каким-то образом на «научные данные» — наверное, РАЕНовские позитивно закрученные, по выражению Э. Мулдашева, торсионные поля Иисуса или распространяемые клерикалами байки про телегонию).

«Теоретические занятия следует дополнять посещением храмов…» — это означает, что государство будет принуждать школьников к выполнению религиозных ритуалов. К примеру, ведь, девочки обязаны покрывать головы при входе в храм, вероятно, символически отрекаясь от «греховной» женской природы. «Возрождение православных основ семьи», никуда не денешься, феминизму в имперскую государственную школу ходу нет.

Поехали по темам.

«Библиотеки — хранилища культуры. Российская государственная библиотека».

Какое отношение Ленинка имеет к религии?

«Русские цари — основатели крупнейших библиотек России».

В числе целей курса лукаво не названо что-нибудь вроде «формирования положительного образа русской монархии и представления о предпочтительности монархического способа правления», но оно здесь недвусмысленно присутствует; декабристы вертятся в гробах. И вообще, какой век на дворе? Основатели крупнейших Интернет-библиотек Мошков и Сачков — никакие не цари.

«Москва — столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны».

Кто бы сомневался, что они будут проповедовать теократический москвоцентризм?

«Национальные герои России — Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя».

А как же Пургас (это такой легендарный защитник мордовских племён от русской экспансии), Челубей и Шамиль?

«Самая древняя книга о духовном мире — Библия».

К чёрту, неправда это! Ветхозаветные тексты начали появляться с XIII века до н.э. В это же время были написаны веды в Индии и «Шуцзин» в Китае, а легенды о Гильгамеше и «Тексты пирамид» на тысячу лет старше. Да и сказки из жизни кочевых народов, наподобие собранных в Библии, существовали издавна. А когда писался Ветхий Завет, в Греции, Риме, Индии расцветали куда более интересные философские школы.

«Первые люди. Представление о рае».

Это, типа, Африка, район великих озёр? Увы, но, очевидно, вовсе нет — они собираются морочить школьникам головы, чтобы не допустить усвоения ими научных фактов о происхождении человека, об эволюции вообще. Хорошо хоть на гелиоцентрическую картину мира РПЦ больше не замахивается!

«Всемирный потоп».

Ну и как предлагается опираться на «научные данные», которые с этой теорией несовместимы? Совершенно ясно, что то была отмазка.

«Прославление княгини Ольги Русской Православной Церковью».

А о том, какие она зверства учиняла с разрыванием между деревьями и сжиганием заживо, детишкам расскажут? Если пойдут по стопам Зерваса, вероятно, расскажут. Мало того, что классовое общество порождает маньяков, так оно теперь ещё их чаяния и в школе собирается преподавать!

«Борьба с еретическими учениями».

Это значит — государство делит конфессии на «правильную» и «еретические». Конец отделению церкви от государства. О других течениях христианства — одна строчка: «Отделение Римской Церкви. Возникновение протестантской традиции». Иудаизм, ислам, буддизм вообще пока не поминались, как и марийское язычество с бурятским шаманизмом, которые, хотя и не признаны «традиционными религиями» России, несомненно таковыми являются. Правда, упоминается «славянское язычество», но нет ни единого намёка, в каком ключе оно должно преподаваться.

«Источники знаний о Боге: Священное Писание, Священное Предание и окружающий мир».

Угу, источники знаний об Эру: «Сильмариллион», «Дети Хурина» и окружающий мир. По науке делается не так. По науке делается так: жил-был английский профессор Дж.Р.Р. Толкин и Эру является плодом его художественной фантазии.

«Понятие религиозного чуда. Туринская плащаница».

Чего уж мелочиться? Давайте и нетленного ламу Итигэлова вспомним. Хоть и не христианский святой, зато свой, российский мужик! Ах, да, он при жизни из храма пьяных белоказаков выгнал, нехорошо, непатриотично. И вообще буддистам в православной империи негоже высовываться, ведь РПЦ таким же не может похвастаться, её «мощи» слова доброго не стоят.

«Проблема происхождения первобытных религиозных верований. Научные трактовки генезиса религиозных верований. Свидетельства существования религиозных представлений, магических обрядов в эпоху верхнего палеолита. Формы и элементы первобытных верований. Магия, тотемизм, фетишизм, анимизм».

Ну и как предлагается совмещать это с представлением о боговдохновенности Библии? Вообще 10-й класс полностью отдан на откуп светским культурологам. В рекомендуемой литературе, впрочем, только один серьёзный источник — Фрэзер, а так всё те же православно-фундаменталистские рецензенты. А где Каутский и Фрейд?! В 11 классе речь заходит уже о буддизме и исламе (по 4 урока на всё про всё, ага). Любопытно, что из 67-ми названий рекомендуемой литературы, к ним не имеет отношения ни одно! Про то, что в Библии говорится о Боге, вдолбят всем, про то, что аналогичные байки придумывались самими людьми, — в лучшем случае, немногим интеллектуалам, а про то, что религия — это коллективный невроз, — вообще никому. Хотя, по хорошему, с этого следовало начинать, а не с «Москва — столица России».

Иудаизм даётся под занавес (хотя его следовало бы изучать прежде христианства, иначе искажается представление о естественно-историческом происхождении этой конфессии, что, конечно, автору и нужно), сразу перед заключительной темой — «сектантство». Сектанство, очевидно, рассматривается как нечто предосудительное, хотя пока что религиозные секты (не путать с так называемыми «деструктивными культами») равны перед законом с монстром РПЦ. И, строго говоря, РПЦ — одна из сект, только захватившая влияние на государство.

22 мая 2007 г.