О. Торбасов


«Чёрная банда» хочет «необъятной власти»
Анализ изменений в Уставе, предлагаемых
секретарём ЦК РКСМ(б) по оргработе Н. Леонидовым

Проект нового Устава РКСМ(б), представленный Н. Леонидовым, содержит в сравнении с действующим Уставом весьма значительные правки. Не буду касаться переделок в структуре, незначительных редакционных изменений и некоторых действительно полезных норм. Перейду сразу к главному: проект кардинальным образом урезает права «низов» и делает «верхи» всесильными, практически неконтролируемыми правителями всей организации. Пойдём по порядку, обращая внимание только на значительные изменения (нюансы, пафосная многословная похвальба только подчёркивают их).

Проект умаляет права отдельного комсомольца. Полностью выброшено право «получать информацию о деятельности комсомола и его организаций», фактически уже уничтоженное, так как даже члену ЦКК тов. Д. Геварину секретарь ЦК по оргработе Н. Леонидов отказал в предоставлении адресов новых организаций РКСМ(б). Право «свободно выражать своё мнение» ограничено правом «свободно обсуждать на собраниях, конференциях, съездах РКСМ(б), на заседаниях комитетов РКСМ(б) и в печати РКСМ(б) вопросы политики и практической деятельности РКСМ(б)». Выброшено право «состоять в любой общественной организации по поручению комсомольской организации или согласованию с ней». Согласно этому пункту комсомолец мог состоять в какой-либо партии (например, в РМП или МРП, или РПТ, или ВКПБ и т.п.) по согласованию со своей местной организацией — теперь же определять, в какой партии можно состоять в соответствии с сохранившимся правом «состоять в общественных объединениях, в том числе политических партиях, принципы и деятельность которых не противоречат требованиям программно-уставных документов РКСМ(б)», будет только ЦКК, а, может быть, и секретарь по оргработе (если вспомнить, что на основании своего личного мнения о нарушении А. Шеповаловым Устава Н. Леонидов самовольно признал его выбывшим из организации). Кроме того, принципы деятельности любой партии противоречат внесённой в проект ориентации на РКРП-РПК, так что, по-видимому, пребывание членов других партий в РКСМ(б) станет весьма проблематичным. Это на самом деле резко противоречит исходному замыслу РКСМ(б) — «ветераны» его должны хорошо помнить.

Кстати, положение проекта об «ориентации на… РКРП-РПК — наиболее последовательную революционную коммунистическую организацию, действующую на территории бывшего СССР» помимо нацеленности на изгнание противников РКРП-РПК и дезориентации молодёжи неверной оценкой РКРП-РПК содержит в скрытом виде ошибочную установку на «восстановление СССР» (вредная выдумка о существовании СССР «де-юре» противоречит курсу на строительство интернационально связнных национальных коммунистических организаций и является по существу российским гегемонизмом). Эта же установка выразилась в введении «Республиканских организаций РКСМ(б), действующих на территории независимых государств — бывших республик СССР».

Ещё больше проект умаляет права отдельных организаций РКСМ(б). Право исключать комосомольцев, ранее принадлежавшее только местным организациям, предоставляется проектом также и «вышестоящим выборным руководящим органам» и «контрольным комиссиям РКСМ(б)». Кроме того право местной организации исключить своего члена существенно ограничено, во-первых, тем, что теперь для этого требуется «не менее двух третей членов организации», а не большинство собрания, как прежде, и, во-вторых, правом ЦКК отменить это решение. Фактически право исключения будет только у ЦКК, которой для этого, кстати, требуется и меньше всего голосов — «не менее половины членов» (полномочия ЦКК, предусмотренные проектом, на самом деле ещё шире — в частности, предусмотрено право ЦКК «отменить решение любого руководящего органа РКСМ(б)»). Кроме того, руководство особо защищено от исключения. Исключить члена ЦК или ЦКК смогут соответственно только ЦК или ЦКК «большинством в две трети голосов от общего количества его членов».

В ЦК проект предусматривает введение секретариата, что позволяет окончательно отсечь от принятия решения неугодных, даже просочившихся в ЦК.

Наконец, проект умаляет права меньшинства в масштабах всей организации. Выброшено право меньшинства на фиксацию мнения в документах. Таким образом, меньшинство лишается всякой возможности быть услышанным местными организациями (вспомним, также, что фактически уже введена и закрепляется проектом монополия руководства на контакты с ними). Выброшено требование, чтобы наиболее важные вопросы («определение политической ориентации РКСМ(б), программно-уставные вопросы, избрание Центрального Комитета и Центральной Контрольной Комиссии РКСМ(б), принятие решения о реорганизации или ликвидации РКСМ(б)») съезд решал не «простым большинством голосов», а «квалифицированным большинством в две трети голосов» — ранее эта норма всегда принуждала большинство считаться с меньшинством, теперь же меньшинство на съезде не будет значить вообще ничего.

Кроме того, в проекте есть такой казус: «Центральный Комитет РКСМ(б)… решает иные вопросы деятельности РКСМ(б) кроме отнесенных к исключительной компетенции съезда РКСМ(б)». Дело в том, что ниоткуда не следует, что отнесённые проектом к ведению съезда вопросы находятся именно в его исключительной компетенции. Это создаёт предпосылку для решения таких вопросов ЦК.

Сторонники «чёрной банды» скажут, что все эти полномочия предоставляются центральным органам съездом, всем комсомолом. Однако, это возражение просто смехотворно, если учесть, что руководство получает право контроля над личным составом организации. Бунтари, представляющие угрозу, просто не будут допускаться до съезда. Кроме того, есть ещё один момент.

Самое худшее, что проект вместо привлечения комсомольских масс к управлению организацией проводит линию на их отстранение от руководства. Недовольные будут изгоняться, согласным с политикой ЦК в головы вдалбливается принцип «начальству лучше видно». В русле этой линии и отмена комитетов в организациях численностью менее 10 чел. — через ротацию комитетов в руководство могли бы привлекаться новые люди (как это и делается у нас в Твери), теперь же структура заморожена и нацелена на постоянных секретаря и его зама.

Создаётся система, при которой низы не будут интересоваться политикой, поскольку не смогут ни на что повлиять, а станут лишь послушными исполнителями воли верхов. Эта тенденция противоречит интересам развития комомола и ведёт к его бюрократическому вырождению. Мы уже имеем сходный печальный опыт КапПСС, так неужели нам нужно так же погубить и РКСМ(б)?

Можно отметить ещё несколько вредных моментов в проекте. Так, выброшена обязанность «организаций РКСМ(б)… быть готовыми к работе в подпольных условиях», что есть фактически установка на ликвидаторство, на отказ от подготовки подпольной работы, которая не лишняя даже при буржуазной демократии. Злая ирония — в том, что «чёрная банда» предлагает выбросить из Устава уязвляющее её положение: «с членством в РКСМ(б) несовместимы ложь и предрассудки, демагогия и лицемерие, карьеризм и своекорыстие, барские замашки и вождизм». Вот тут уж действительно — круче их не припечатаешь, чем это сделали они сами!