Укрепление «вертикали власти» в РКСМ(б):
осень 2002 г.


«Чёрная банда»

14 сентября [2002 г.] в Москве состоялся пленум ЦК РКСМ(б), заслушавший доклад секретаря ЦК по оргработе Н. Леонидова о состоянии и перспективах оргработы. Леонидов заявил, что ЦК «в значительной мере сумел улучшить свою работу по сравнению с периодом 1999-2001 гг.». Основная задача, поставленная в докладе — выстраивание в РКСМ(б) «вертикали власти» через рост дисциплины и ответственности. Само по себе это не плохо, но в совокупности с усугубляющейся тенденцией возвышения центральных органов над местными организациями может привести к крайне неприятным последствиям — к бюрократическому вырождению организации, при котором она превратится в исполнительский механизм погрязших в ревизионизме вождей.

На такое возвышение направлен ряд изменений в Уставе, вынесенных Н. Леонидовым на следующий пленум ЦК РКСМ(б) 3 января 2003 г. В частности, предложено разрешить вышестоящим выборным руководящим органам и контрольным комиссиям исключать членов РКСМ(б) — до сих пор это было прерогативой местных организаций. С другой стороны, местные организации предложено лишить права исключать состоящих в них членов руководящих выборных органов и контрольных комиссий. Таким образом, в случае принятия этого проекта большинство руководства фактически получит право контролировать весь персональный состав организации и то, что высшим органом остаётся съезд, уже ничего не решает — за два года можно избавиться от всех «смутьянов». Кроме того, будет убрана норма о двух третях голосов, требующихся для принятия съездом особо важных решений, так что даже со значительным меньшинством можно будет уже не считаться. Полномочия ЦКК уже были вопреки Уставу неимоверно раздуты Ноябрьским пленумом 2001 г.

Дополнительное отстранение низов от управления организацией может быть вызвано предложенным Леонидовым введением бюро или секретариата ЦК.

По докладу Леонидова пленум принял постановление «О состоянии и перспективах организационной работы в РКСМ(б)», в котором отметил, что благодаря работе нового состава ЦК «наметилась тенденция к росту рядов РКСМ(б), увеличению числа организаций Союза». На самом деле это не так: число организаций РКСМ(б) росло весь год перед IV съездом, в то же время за прошедший со съезда период несколько организаций распалось (по моим данным, 6  из 26-ти), а многие (тоже не менее 6-ти) находятся на грани откола. Некоторые новообразованные организации являются фиктивными и никак не дают о себе знать (как Киевская) или набирают случайных людей (как свинаренковская Нижегородская). Проверить положение в ряде организаций невозможно, так как орготдел отказывает в предоставлении их координат даже отдельным членам ЦКК. Так что ЦК зря трубит о своих успехах, но — сам себя не похвалишь…

Также пленум принял постановление об утверждении Нижегородской городской организации (А. Свинаренко) и постановил «приостановить по собственному желанию членство в Центральном Комитете РКСМ(б) т. Свинаренко А.В. с момента его призыва на срочную службу в Вооружённые Силы Российской Федерации».


Левая оппозиция

19-20 октября [2002 г.] в Н. Новгороде прошла межрегиональная конференция организаций РКСМ(б) Поволжья, в которой участвовали делегаты от Ярославской и Нижегородской (П. Белоглазова) областных организаций. Представители Твери и Москвы были приглашены, но прибыть не смогли. Рассмотрев ряд вопросов в том числе о ситуации в РКСМ(б), о газете «Бумбараш», делегаты конференции «учредили Революционный Центр (платформу) и признали неправомочными решения действующего состава центральных органов — в связи с неоднократными и грубейшими нарушениями Устава, а также потребовали от членов ЦК, избранных IV Съездом, немедленно приступить к исполнению своих обязанностей и в течении пяти месяцев созвать внеочередной Съезд РКСМ(б)».

Н. Леонидов отреагировал письмом от 22 ноября, в котором отметил, что «сам факт созыва некой «конференции»… противоречит Уставу РКСМ(б)» (это не так, поэтому Леонидов не смог назвать соответствующий пункт Устава), «и в силу этого решения её исполнению не подлежат».

Тверской комитет РКСМ(б) рассмотрел ситуацию и сошёлся на несвоевременности раскола. 21 ноября он единогласно принял заявление, п. 1 которого гласит:

«Ситуация в РКСМ(б), долгое время страдавшая идеологической неопределённостью и расплывчатостью, чему способствовало сотрудничество в нём талантливых представителей различных течений — левых брежневистов, маоистов, госкаповцев и даже анархистов, приобрела за последний год определённость — и, к сожалению, это ревизионистская определённость. Курс нового руководства, сформированного избранием на IV съезде и последующим сколачиванием так называемой «чёрной банды», с нашей точки зрения, отличается следующими отрицательными моментами:
  • меньшевистские упования на якобы прогрессивную роль крупной российской буржуазии, будто бы призванной отстоять национальную независимость страны и… создать основу для социализма;
  • низкопоклонство перед прогнившим, малограмотным, а местами и прямо реакционным обломком КапПСС — РКРП-РПК и даже иллюзии в отношении «левых» групп и деятелей в КПРФ и КПУ;
  • нечестность и беспринципность во внутренней борьбе.
Мы выражаем своё негодование этими моментами, образующими легко различимую ревизионистскую «чёрную» линию. Мы не доверяем сложившемуся большинству в ЦК и ЦКК РКСМ(б) в теоретическом и политическом, а следовательно и в организационном отношениях
».

Тверской комитет подчеркнул, что не признаёт решений Ноябрьского пленума 2001 г., «предоставившего ЦКК широчайшие полномочия, как прямо и недвусмысленно противоречащие Уставу РКСМ(б)», но отметил, что намерен вести борьбу за исправление линии в уставных рамках. Ту же позицию заняла член ЦК И. Костикова (Москва).

Информационный материал №22(4)
Маоистской платформы в РКСМ(б) и
Российской маоистской партии,
Сентябрь-декабрь 2002 г.