О. Торбасов


Реплики на статью в БСЭ о маоизме


(Из полемики в Интернет-рассылке Ex-USSR-Left)

Виктор Макаров

Мне вполне достаточно того, что я знаю о вас из пары книг и фильмов и из советского энциклопедического словаря.

Олег Торбасов

«Не нужно читать много книг»? Как же Мао позорили этой фразой в Совке! Как оказалось, зря, в реальном контексте она означала совсем не то, что тут сейчас проповедует Макаров.

В.М.

Маоизм — это, строго говоря, вообще не коммунизм. Ибо, как не крути, а и сталинизм и троцкизм (будучи все же коммунистическими политическими течениями) не отвергают два фундаментальных положения научного коммунизма (марксизма) — положение об уничтожении частной собственности и о диктатуре пролетариата. Чего не скажешь о маоистах, вообще особо не обращающих внимания на вопрос о форме собственности и подменяющих испытанный марксистский лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» ревизионистским лозунгом «Пролетарии и угнетенные народы всех стран, соединяйтесь!».

О.Т.

Попался, фальшивый ленинист!!! В.И. Ленин, ПСС, т. 42, сс. 71–72. Курить до просветления:

«Мы, действительно, выступаем теперь не только как представители пролетариев всех стран, но и как представители угнетённых народов… Коммунистический Интернационал издал для народов Востока такой лозунг: «Пролетарии всех стран и угнетённые народы, соединяйтесь!»… Конечно, с точки зрения «Коммунистического Манифеста» это неверно, но «Коммунистический Манифест» писался при совершенно других условиях, но с точки зрения теперешней политики это верно».

В.М.

Вот что пишет о маоизме сталинистская Большая советская энциклопедия…

О.Т.

Фашистская хрущёвско-брежневская писанина.

БСЭ

…абсолютизация насилия («винтовка рождает власть», «бунт — дело правое»

О.Т.

Между прочим, другой перевод этой фразы:

«Народ имеет право на восстание».

БСЭ

М. по существу заимствовал троцкистскую концепцию «перманентной революции»

О.Т.

О принципиальном различии см. Иоахима Шикеля, «Идеи Мао Цзэдуна». Размещено в Маоистской библиотеке, но у нас эту работу передирали — в частности, кажется, на сайте РКСМ(б).

БСЭ

…и исходит из того, что победа социализма без полного уничтожения империализма невозможна.

О.Т.

Странная «победа социализма» при сохранении могущественных врагов народов — это ревизионистское изобретение Хрущёва.

БСЭ

М. утверждает, что в условиях социализма, включая и его зрелую стадию, постоянно идет борьба между социалистическим и капиталистическим путями развития, существует угроза реставрации капитализма и что для предотвращения этой опасности необходимы «революции».

О.Т.

А вот это замечено точно и мы этим выводом гордимся. История подтвердила нашу правоту: сейчас не только Макаров, но и гораздо более правые зюгановские идеологи, кажется, не решатся отрицать, что в СССР «постоянно шла борьба между социалистическим и капиталистическим путями развития» и «существовала угроза реставрации капитализма».

БСЭ

Маоисты на практике стремятся ликвидировать методы и формы организации и планирования народного хозяйства, сложившиеся в первое десятилетие существования КНР под влиянием опыта мирового социализма и прежде всего СССР.

О.Т.

Всё правильно, поскольку это переходные, рыночные формы. ХБРовцы, должно быть, весьма сожалели о сворачивании НЭП в Советском Союзе.

БСЭ

Консервация бедности и отсталости позволяет маоистам направлять максимум средств на развитие военной машины.

О.Т.

Ерунда. КНР всегда была гораздо менее милитаризована, чем СССР. Доля армии в населении была ниже и в ней было (и остаётся до сих пор) очень много небоевых частей. Маоистская «банда четырёх» ратовала против гонки ракетных вооружений и против раздувания профессиональной армии. Ударной силой в антимаоистском перевороте 1976 г. послужил как раз генералитет.

БСЭ

…превращает философию в средство утилитарно-прагматического обоснования политики.

О.Т.

И правильно. Ни для чего другого идеология служить не может, а если претендует, то это буржуазная идеология, стремящаяся к обману масс.

БСЭ

Признавая всеобщность противоречия, М. вместе с тем абсолютизирует момент борьбы противоположностей и игнорирует или крайне принижает роль единства противоположностей.

О.Т.

Вот я и второй раз поймал тебя, фальшивый ленинист!!! На сей раз с твоими позорными предшественниками! В.И. Ленин, ПСС, т. 29, сc. 316–317. Курить это, а не хрущёвско-брежневское безграмотное брюзжание, до просветления и образования непреодолимого желания вступить в РМП:

«Раздвоение единого и познание противоречивых частей его… есть суть (одна из «сущностей», одна из основных, если не основная, особенностей или черт) диалектики…

Тождество противоположностей… есть признание (открытие) противоречивых, взаимоисключающих, противоположных тенденций во всех явлениях и процессах природы (и духа и общества в том числе)… Развитие есть «борьба» противоположностей. Две основные… концепции развития (эволюции) суть: развитие как уменьшение и увеличение, как повторение, и развитие как единство противоположностей (раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними).

При первой концепции движения остается в тени само движение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне — бог, субъект etc.). При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника « само»движения.

Первая концепция мертва, бледна, суха. Вторая — жизненна. Только вторая дает ключ к «самодвижению» всего сущего; только она дает ключ к «скачкам», к «перерыву постепенности», к «превращению в противоположность», к уничтожению старого и возникновению нового.

Единство (совпадение, тождество, равнодействие) противоположностей условно, временно, преходяще, релятивно. Борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение».

БСЭ

В понимании критерия истины М. смыкается с прагматизмом, утверждая: «вообще говоря, то, что завершается успехом, правильно, а то, что терпит неудачу, ошибочно» (Мао Цзэ-дун, Четыре работы по философии, Пекин, 1968, с. 195).

О.Т.

Это лишь перефразировка известного «Практика — критерий истины» (Виктор Макаров, Ex-USSR-Left, 27 июня 2006 г., но мне сдаётся, что это было сформулировано задолго до него). Для полного просветления курить также из ПСС В.И. Ленина:

«Это именно такой вымученный профессорский идеализм, когда критерий практики, отделяющий для всех и каждого иллюзию от действительности, выносится Э. Махом за пределы науки, за пределы теории познания. Человеческая практика доказывает правильность материалистической теории познания,— говорили Маркс и Энгельс, объявляя «схоластикой» и «философскими вывертами» попытки решить основной гносеологический вопрос помимо практики… Для материалиста «успех» человеческой практики доказывает соответствие наших представлений с объективной природой вещей…» (В.И. Ленин. ПСС, т. 18, с. 142).

«…Человеческое понятие… объективную истину познания «окончательно» ухватывает, уловляет, овладевает ею лишь когда понятие становится «для себя бытием» в смысле практики. Т.е. практика человека и человечества есть проверка, критерий объективности познания» (В.И. Ленин. ПСС, т. 29, с. 193).

«Практика выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительности» (В.И. Ленин. ПСС, т. 29, с. 195).

«…Вся человеческая практика должна войти в полное «определение» предмета и как критерий истины и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку» (В.И. Ленин. ПСС, т. 42, с. 290).

Беда и позор сусловских идеологов в том, что они не узнавали (или притворялись) в китайских текстов порой почти дословного цитирования классиков. На самом деле как философ Мао, пожалуй, ближе всего к Ленину, ближе, чем даже к Сталину.

БСЭ

В 1958 Мао Цзэ-дун выдвинул курс «трёх красных знамён» — новая «генеральная линия», «большой скачок» и «народная коммуна». Проведение этой политики привело страну к экономическому кризису.

О.Т.

…К росту за 1960-е годы продолжительности жизни почти на 14 лет. Фактически, каждый год существования в этом «кризисе» не приближал среднего китайца к смерти, а удалял от неё! В соседней гандистской Индии, коей благоволили советские ренегаты, такого не было. В Советском Союзе такое было только в сталинские 1938–1955 гг. (рост продолжительности жизни за этот период составил около двадцати лет).

БСЭ

…организовали военные столкновения с соседними странами…

О.Т.

Если говорить о столкновении на Чжэньбао, то этот остров находился под китайской юрисдикцией как до конфликта, так и после; за советскими милитаристами осталась только позорная слава использования там ракетных вооружений. Если речь о Вьетнаме, то эта война организована известными антимаоистскими предателями и палачами. А что ещё? Китай (даже нынешний, капиталистический!), в отличие от Советского Союза и новой Российской империи славен своей военной доктриной, исключающей пребывание армии за пределами государственной границы.

БСЭ

В действительности подлинным источником антисоветизма является идеология великоханьского шовинизма…

О.Т.

Документальных свидетельств в таких источниках не приводится.

БСЭ

М. распространяет клевету о реставрации капитализма в социалистических странах, отрицает существование мировой социалистической системы.

О.Т.

А это, если ты не в курсе, имеется в виду критика даже не советских, а югославских ревизионистов, кровавой буржуазной клики Тито.

БСЭ

Для подкрепления своих гегемонистских притязаний на лидерство в «третьем мире» маоисты пытаются доказать, что центр революционного движения переместился в зону национально-освободительного движения…

О.Т.

У нас нет сомнений, что в 1960-х годах так оно и было.

БСЭ

…социалистические страны «переродились», а рабочий класс развитых капиталистических стран «обуржуазился» и утратил революционность.

О.Т.

Эту тенденцию подмечал Энгельс аж в 1858 г.:

«Английский пролетариат фактически всё более и более обуржуазивается, так что эта самая буржуазная из всех наций хочет, по-видимому, довести дело в конце концов до того, чтобы иметь буржуазную аристократию и буржуазный пролетариат рядом с буржуазией».

БСЭ

Для этих целей используются и возникшие в некоторых странах группки приверженцев М. Однако практически эти группки находятся в изоляции от революционного рабочего движения и чаще всего распадаются.

О.Т.

Опять же история показала, кто стал прислужником бужуазии и кто продолжает революционную борьбу.