О. Торбасов


Они разбили на мелкие куски Маркса и Ленина…

«Они разбили на мелкие куски Маркса и Ленина, а о нас и говорить нечего» — грустно говорил Мао о расплодившихся под советской эгидой по всему миру ревизионистах. Враги революционного знания, враги народа и пролетариата не всегда оказываются в силах игнорировать или фальсифицировать гениев, рядом с которыми они не более чем незадачливые карлики.

И тогда они начинают жалкие потуги раздробить наследие классиков, отобрать из него наиболее безобидные для своих реакционных теориек куски и освятить собственное убожество сиянием отколотых от них крошек.

Что такое маоизм? В Советском Союзе это идейное направление подвергалось бешеной травле, его всячески фальсифицировали и подавали массам в чудовищно изувеченном и перемешанном виде. Нынешнее левое движение России всё ещё несёт тяжкий груз брежневско-сусловской чёрной пропаганды, клеветы и измышлений. «Не нужно читать много книг» — эти слова Мао помнят все. Враги повторяют их с язвительным злорадством, горе-друзья берут на вооружение и размахивают ими как знаменем, не прилагая усилий к тому, чтобы вникнуть в их смысл. Мало кто вспоминает, что реформа образования, скованного старыми, отчасти ещё феодальными рамками формализма и догматизма, была абсолютно необходима вставшему на путь индустриализации и построения социализма Китаю. Отсюда миф об «антиинтеллектуализме» Мао.

«Нужно читать побольше марксистской литературы» — на самом деле постоянно подчёркивал Мао. Но насколько проще не читать марксистской и новой, маоистской литературы и продолжать дело Мао, а призывать к мелкобуржуазному бунту или снисходительно похлопывать китайских марксистов по плечу за правильность борьбы против хрущёвских извращений.

Только самые дохлые из шакалов современного российского ревизионизма не примеряют хотя бы фрагменты маоистского гардероба. «Всякая нечисть сама вылезает наружу». Кто-то напялит себе повязку хунвэйбина, кто-то маоистский френч или кепку, наподобие той, которую Мао подарил Че Геваре. Иначе говоря, кто-то выдёргивает для себя Великую полемику 1950-1960-х гг., которая со стороны китайцев была всего лишь добросовестным применением марксизма, но отрекается от дальнейшего, логически вытекающего из этой полемики анализа разложения советского режима. Кто-то берёт бунтарский дух, который без подлинных идей Мао становится лишь мелкобуржуазным левачеством, сколько бы «знамён идей Мао» при этом не поднималось. Кто-то берёт антибюрократическую направленность, ограничивая и приспосабливая её к своим нуждам. Так или иначе, отколотые кусочки самой передовой и последовательной идеологии утрачивают свою ценность, не являясь маоистскими, и в лучшем случае их носители спекулируют идеями Мао, а зачастую прямо идут против них.

Маоизм — это цельная теория и практика коммунистической борьбы, третья, наиболее современная ступень развития марксизма-ленинизма. Это — железный, неоспоримый факт. Под знаменем маоизма пролетариат и угнетённые всего мира пойдут вперёд, сметая всех жалких подражателей и клеветников.

Эта неизбежная победа не будет, конечно же, глупым мордобитием и истязанием, как любят представлять себе Культурную революцию латентные (и не очень) садо-мазохисты. Они любят живописать, как хунвэйбины преследовали бюрократов, как выкидывали их из окон на улицу и добивали ногами, как вешали ни в чём не повинное животное — кошку британского посла и т.п. Такие пропагандисты наивно надеются привлечь таким образом зелёную молодёжь и в результате распространяют лживое искажённое представление о маоизме. Хорошо известно, что расправы над оппонентами в ходе Великой пролетарской культурной революции были, в основном, проявлением сил, враждебных этой революции. Они прямо противоречили многочисленным указаниям Мао и возглавляемой им Коммунистической партии Китая. Мао и его сторонники всё время внушали, что никого не следует казнить не только за инакомыслие, но и даже за открыто антикоммунистические выступления. Пусть говорят — таков один из лозунгов маоизма. И слово предоставлялось даже таким заклятым врагам революции как советские ревизионисты — их писания открыто публиковались в китайских издательствах. В то же время хрущёвцы-брежневцы трусливо скрывали от народа не только аргументы китайской стороны, но зачастую и сам факт полемики. В конце концов они докатились до того, что заперли маоистскую литературу в закрытых фондах (которые стали для нас доступны только сейчас) и повели против Китая бешеное наступление, лживо обвиняя его в национализме и пограничной агрессии.

В народном Китае было принято по-демократически обсуждать разногласия внутри народа и даже к противоречиям между народом и его врагами рекомендовалось иногда из осторожности подходить как к противоречиям внутри народа. В Пекине была знаменитая «стена дацзыбао», на которую всякий мог вывесить листовку с изложением своего мнения. Когда к власти пришли враги революции, подвергшие жестоким преследованиям наследников идей Мао (в первую очередь «банду четырёх» — Цзян Цин, Яо Вэньюаня, Чжан Чуньцяо и Ван Хунвэнь, но также и тысячи честных коммунистов по всему Китаю), эту стену снесли. Ревизионисты всегда хорошо знают, что думает и чего хочет народ, они рассматривают свободу слова как несусветную ересь, с которой только и нужно бороться с помощью КГБ и прочих государственных структур. А «уполномоченные» официальные организации будут вести народ вперёд как бессловесное и бездумное стадо. Любая же собственная активность масс считается контрреволюционной и подлежащей подавлению. Такой подход глубоко враждебен маоизму.

Чтобы понять маоизм, нужно читать маоистскую литературу. Недостаточно читать четырёхтомник, изданный в Советском Союзе, и даже более полное китайское издание на русском языке (которое, кстати, не вдруг-то и найдёшь). Тем более недостаточно читать «красную книжечку», составленную Линь Бяо в конкретный период для вполне конкретной «целевой группы». Наш, российский читатель может восхищаться стилем, но он в принципе не может оценить указания китайским солдатам, заложенные в «красной книжечке». И совершенно очевидно, что на основе обрывочных цитат невозможно усвоить идеи Мао.

«Нужно читать побольше марксистской литературы». Читать её нужно полностью, старательно вдумываясь в исторический контекст, в котором творились эти алмазы революционной мысли. Считанным единицам удаётся интуитивно воссоздать для себя маоизм, не обращаясь к его произведениям периода Великой полемики и особенно Культурной революции. Наибольшие сокровища маоизма скрыты в этих, поздних текстах, которые подлые брежневские идеологи-на-ставке утаили от нас. Неплохо было бы также знакомиться с современной маоистской литературой — наше движение закономерно продолжает порождать множество талантливых исследователей и публицистов.

Вооружённые не украденными у революционеров прошлого знамёнами, лишь прикрывающими нынешний ревизионизм, а настоящими идеями Мао Цзэдуна, коммунисты всего мира добьются окончательной победы над империализмом, капитализмом и патриархией!