О. Торбасов


По национальному вопросу

Нас, коммунистов, порой упрекают в космополитизме (националисты) или в национализме (анархисты и троцкисты). Разумеется, и то, и другое неверно. Наша платформа — пролетарский интернационализм. Это означает, что наиболее фундаментальными мы признаем интересы международного пролетариата. Интернационалистами были Маркс, Энгельс и Ленин.

Всяким макашовым не мешало бы вспомнить, что после революции за слово «жиды» расстреливали. Конечно, сейчас евреи не являются той угнётенной и преследуемой прослойкой, какой они были при царизме (спасибо Сов. власти!), но большевистские традиции следовало бы чтить.

Превращаемый нашими антисемитами в символ национализма Сталин говорил:

Сталин«Национальный и расовый шовинизм есть пережиток человеконенавистнических нравов, свойственных периоду каннибализма. Антисемитизм, как крайняя форма расового шовинизма, является наиболее опасным пережитком каннибализма.

Антисемитизм выгоден эксплуататорам, как громоотвод, выводящий капитализм из-под удара трудящихся. Антисемитизм опасен для трудящихся, как ложная тропинка, сбивающая их с правильного пути и приводящая их в джунгли. Поэтому коммунисты, как последовательные интернационалисты, не могут не быть непримиримыми и заклятыми врагами антисемитизма.

В СССР строжайше преследуется законом антисемитизм, как явление, глубоко враждебное Советскому строю. Активные антисемиты караются по законам СССР смертной казнью» (И.В. Сталин. Соч., т. 13, с. 28, впервые опубликовано в газете «Правда» №329, 30 ноября 1936 г.).

Мао Цзэдун в работе «О коалиционном правительстве», критикуя национальную политику гоминьдана, пишет:

Мао«Коммунисты должны помогать широким народным массам национальных меньшинств… в их борьбе за политическое, экономическое и культурное освобождение и развитие и за создание собственных войск национальных меньшинств, которые стояли бы на страже интересов народных масс. Язык, письменность, нравы, обычаи и религиозные верования национальных меньшинств должны уважаться» (Мао Цзэдун. Соч., т. 4, сс. 550-551).

Вместе с тем, мы отнюдь не отрицаем борьбы угнетённых народов за национальное освобождение, как это позволяют себе иногда делать наши товарищи слева. Криптотроцкистская «Перспектива» №1(1) пишет:

«У нас в России не принято говорить о мировой революции. Наше «коммунистическое» движение все еще больно своей исключительностью… А почему бы не предположить, что на этот раз цепь империализма порвётся в другом месте, и в авангарде борьбы за будущую счастливую жизнь окажутся другие страны и народы».

Разумеется, такую возможность исключать никак нельзя и мы будем последними, кто станет огорчаться или выражать недовольство таким оборотом дел. В случае революции в любой стране российские коммунисты должны быть готовы поддержать её всеми доступными и недоступными методами. Но классики учили нас бороться прежде всего со своей буржуазией, чувствовать ответственность за освобождение прежде всего пролетариата своей нации, своей страны. В этом и только в этом смысле коммунист может и должен быть патриотом. Кроме того, интернационализм не освобождает от обязанности отстаивать национальную независимость не только своего, но и всех других народов мира, а предполагает такую обязанность. В интересах развития борьбы против империализма Коминтерн выдвинул лозунг «Пролетарии всех стран и угнетённые народы, соединяйтесь!».

«Конечно», говорил В.И. Ленин на собрании актива Московской организации РКП(б) 6 декабря 1920 г., — «с точки зрения «Коммунистического Манифеста» это неверно, но «Коммунистический Манифест» писался при совершенно других условиях, но с точки зрения теперешней политики это верно».

Действительно, в XX веке капитализм в своей новой империалистической форме жесточайшим образом связан с системой эксплуатации и угнетения менее развитых стран более развитыми. Пока она существует, союзы капиталистов имеют возможность перебрасывать силы на тот участок, где они нужнее в данный момент, подавлять революции без прямой интервенции, подкупать и подавлять бунтующие массы за счёт тех, кто пока молчит на другом конце света. Благодаря этой системе, буржуазия сформировала в Европе и особенно в США мощный пласт рабочей аристократии, подкупаемой долей прибыли, что позволило обезопасить власть капитала в его центрах. Новая революция неизбежно должна, таким образом, прийти из переферии, «мировая деревня» должна окружить и захватить «мировой город».

Некоторые леваки считают, что интернационализация производства одинаково интернационализирует буржуазию и пролетариат, и что власть мирового капитала может быть свергнута только мировой коммунистической революцией, которая произойдет «одновременно во всех цивилизованных странах». Известно, однако, что это предположение Энгельса не подвердилось, что побудило Ленина сформулировать закон неравномерного развития капитализма. Вождь мексиканских повстанцев Маркос пишет:

Маркос«Капитал ныне интегрирован во всемирном масштабе и представлен прежде всего господствующими в мире силами транснациональных корпораций в единстве с истэблишментом государств «золотого миллиарда». Этот… капитал превратился в единую интернациональную силу, где власть денег помножена на власть корпораций, армий и даже средств массовой информации. Между тем труд — распылён и слабо защищен, пронизан глубокими противоречиями, неорганизован… Очевидная непреложность глобализации наталкивается на упорное сопротивление действительности. В то время как неолиберализм ведет свою войну, во всём мире возникают группы протеста, очаги сопротивления… Если человечество хочет выжить и развиваться дальше, его единственная надежда в этих очагах» (цит. по журналу «Альтернативы» №4, 1998).

Разумеется, разбить всю систему неоколониальной зависимости невозможно без уничтожения капитализма как такового; мы видим, что товарно-денежные отношения сегодня неизбежно вызывают к жизни империализм, даже СССР после контрреволюционного переворота 1953 г. превратился в социал-империалистскую державу. Но можно подрывать эту систему, вырывать из неё отдельные звенья, подготавливая общемировой переворот. Национальная независимость для нас — одно из демократических требований, упрощающих взятие власти пролетариатом в отдельно взятой стране. А взятие власти в одной стране, здесь и сейчас — необходимое условие победы в мировом масштабе.