О. Торбасов


Ответ Ким Ир Сену
или реплика о патриотизме

Ким Ир Сен говорил:

«Мы, коммунисты, не должны стать националистами. Коммунисты — это настоящие патриоты и вместе с тем настоящие интернационалисты. Моё мнение о том, что нужно проникнуться духом, что наша нация самая лучшая…»

КИС, конечно, сильно перегибает палку со своим корейским шовинизмом. Мао излагал много корректнее:

«Может ли коммунист, как интернационалист, быть одновременно и патриотом? Мы считаем, что не только может, но и должен. Конкретное содержание патриотизма определяется историческими условиями. Существует «патриотизм» японских агрессоров и Гитлера, и существует наш патриотизм».

Пролетарский интернационализм предполагает патриотизм угнетённых народов — и их поддержку извне. Как говорил Мао о докторе Бетьюне:

«Иностранец, он, не преследуя никаких корыстных целей, отдал всего себя делу освобождения китайского народа. Что побудило его к этому? Его интернационализм, его коммунистическое сознание, которые должны служить примером для каждого китайского коммуниста… Мы должны объединиться с пролетариями всех капиталистических стран, с пролетариями Японии, Англии, США, Германии, Италии и всех других капиталистических государств, и только тогда можно будет свергнуть империализм, добиться освобождения нашей нации и народа, освобождения всех наций и народов мира. В этом и состоит наш интернационализм — наше оружие в борьбе против узкого национализма и узкого патриотизма».

Понятие «патриотизма» или, что примерно то же самое, «национализма» нуждаются в жесточайшей деконструкции, прежде чем к ним апеллировать. В мире национальных государств, в котором общество национально детерминировано, любая политическая концепция в принципе является национальной (и космополитизм тут отнюдь не исключение). Вопрос в том, какое национальное самоутверждение прогрессивно, какое направлено против империализма, а значит, в конечном счёте, капитализма. Национализм Московии является имперским, он выражается подавлением русских и в особенности нерусских окраин. Такой национализм, лежащий в основе русского патриотизма, реакционен.

Другого русского народа сейчас нет. Есть тверяки, новгородцы, рязанцы и т.п., объединённые фактически волей метрополии. Но его можно создать. Можно — и нужно — бороться за новый народ, объединённый в демократическое государство, в «Соединённые Штаты России», с одной стороны, и отвергший роль «старшего брата» в отношении соседей. И этот проект можно также назвать русским патриотизмом. Но пока он не утвердился самостоятельно на политической арене (а он даже ещё и не проклюнулся, поскольку т.н. «левые патриоты» на деле обычно большие имперцы, чем правые) он может позиционироваться только через отрицание господствующего патриотизма, через патриотизм угнетённых — чеченцев, удмуртов, украинцев и т.п.