Д. Жутаев


Комсомол: после Советского Союза

Внимание! Крайне не рекомендуется воспринимать приводимый текст полностью всерьёз: с момента его написания (1998 г.) взгляды автора претерпели существенную эволюцию; состояние комдвижения также изменилось. — прим. Webmaster'а.




Советский комсомол последних лет своего существования был одной из главных сил, разрушавших Советский Союз и готовивших нашу страну к капитализму. Лично я порвал всякие связи с этой прогнившей организацией (как мне тогда думалось — навсегда) в 1989 году, когда Обнинский горком комсомола активно поддержал на выборах в народные депутаты кандидатуру буржуя Артёма Тарасова. Сейчас половина новых русских — бывшие комсомольские функционеры и активисты, которые с большой нежностью вспоминают о привольных годах, проведенных в ВЛКСМ. Свидетельством тому — ежегодный шабаш в обнинском клубе под названием «Открытое комсомольское собрание».

Парадокс? Нет. Брежневский госкапитализм использовал выхолощенную от всякого смысла коммунистическую риторику для оболванивания масс и для повязывания верхушки ложью и лицемерием. И ключевая роль в тотальном контроле над советским населением, в привитии ему покорности и конформизма, отводилась комсомолу. Сформировался новый тип человека — комсомольский фунционер: полная свобода от совести, гражданской и интеллектуальной, плюс недюжинный вкус и талант к практическим делам. Идеальное сочетание для бизнесмена. Оттого-то они теперь так все и процветают. А современному молодежному комдвижению в России и на остальном постсоветском пространстве приходится начинать с нуля. Традиции, на которые опираются современные комсомольцы в своих начинаниях — пусть пока ещё слабых, плохо организованных, дезориентированных — это традиции более далекого прошлого: авангардизм двадцатых, героический порыв тридцатых и сороковых и, если выйти за пределы нашей страны, антикапиталистическая борьба молодых радикалов Запада и Востока шестидесятых и семидесятых.

Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи существует и развивается. Он был возрожден — а точнее, создан заново — усилиями группы молодых энтузиастов, не поддавшихся панике и растерянности, охватившей левых в 1991 году, нашедших в себе силы противостоять тотальной антикоммунистической истерии того времени. Андрей Езерский, Лена Путивцева, Слава Скворцов, Юра Сидоров, Катя Бондарева, Валерий Каргиев и другие. Весной 1992 года прошел XXXIII, восстановительный, съезд ВЛКСМ, а на XXIV съезде, в декабре 1995 года, была принята (за основу) Политическая программа ВЛКСМ. Следующий, XXV, съезд состоится в декабре этого года в Москве. Сейчас республиканские комсомольские организации существуют почти на всей территории бывшего СССР: Таджикистан, Казахстан, Грузия, Латвия, Эстония, Белоруссия, Молдова, Приднестровье, плюс региональные организации и инициативные группы в некоторых других республиках. На правах коллективных членов в ВЛКСМ входят Коммунистические союзы молодёжи Крыма и Ивановской области, а также РКСМ(б), о котором речь пойдет ниже. Общая численность ВЛКСМ — около 26 000 человек. Первый секретарь обновленного ВЛКСМ — тридцатидевятилетний Андрей Езерский. У Всесоюзного комсомола хорошие международные связи: в 1995 году он восстановил своё членство во Всемирной федерации демократической молодёжи, летом 1997 года наши делегаты участвовали во Всемирном Фестивале молодёжи и студентов в Гаване.

Региональные организации ВЛКСМ очень различаются по численности, влиянию, условиям и методам работы и даже по взглядам. Героическому комсомолу Таджикистана, возглавляемому Джамшедом Юнусовым — это самая многочисленная организация ВЛКСМ (более 20 000 человек) — приходится бороться не столько за социализм, сколько за элементарные основы цивилизованной жизни общества, за светское демократическое государство, против воинствующего религиозного мракобесия. Это абсолютно реальная и очень опасная борьба, в которой комсомольцам приходится рисковать и жизнью. В прибалтийских странах, столь кичащихся своим «демократизмом», крошечные комсомольские организации действуют в глубоком подполье, под недрёманным оком тайной полиции — какая бы то ни было пропаганда коммунизма там под запретом. О том, как приходится работать латвийским или эстонским товарищам, можно было бы написать хороший приключенческий роман. Крупные и мощные организации ВЛКСМ Молдовы, Приднестровья, Грузии оказывают серьёзное влияние на политическую жизнь своих стран, с ними вынуждены считаться политики всех мастей.

Участь политзаключённого — нормальная судьба для коммуниста. Члены ВЛКСМ — не исключение. Больше года томятся в застенках восточной деспотии «с человеческим лицом» — назарбаевского Казахстана — Айнур Курманов и Сергей Колоколов. Вся их вина в том, что они писали на стенах антипрезидентские лозунги. ВЛКСМ организовал международную кампанию поддержки политзаключённых.

Что в России? Здесь у комсомола те же проблемы, что и у «взрослого» комдвижения: малочисленность, информационная блокада вокруг его деятельности, идейные распри. Точных цифр не знаю, но вряд ли количество членов ВЛКСМ в России измеряется тысячами, скорее — сотнями. И к сожалению, некоторые товарищи полагают вместе с Зюгановым, что достаточно свергнуть иго иноземных эксплуататоров и заменить его на иго эксплуататоров отечественных, чтобы дела в России пошли на лад. Это фанаты Империи, Порядка, сильной армии.

Политическая программа ВЛКСМ говорит совершенно иные вещи. Повторяя все истины классического марксизма о классовой борьбе, коммунистической революции, отмирании государства и т. д., она одновременно требует — сейчас, в качестве программы-минимум — широчайших демократических прав. Взглянув на её страницы, непривычный человек будет шокирован. Полная и безусловная отмена смертной казни! Отмена воинской повинности и всеобщее вооружение народа! Отмена института прописки! Безусловный отказ от имперской политики! Такие слова мы в России привыкли слышать от Борового или Новодворской, а не от коммунистов. И совершенно напрасно. Социализм восторжествует в том числе и потому, что будет обществом более свободным, более демократическим, чем все предыдущие. «Коммунизм — это всё!», сказал Горький, а парижские студенты мятежного 68-го писали на стенах «Запрещается запрещать!».

В русле этих идей построена деятельность Московской городской организации ВЛКСМ во главе со Славой Скворцовым. Они издают очень интересный, часто парадоксальный, бюллетень «Pro et Contra» — к сожалению, малотиражный и мало известный широкой публике. Слава — бывший десантник, и он руководит военно-спортивным клубом, где ребята обучаются рукопашному бою, ориентированию на местности и прочим премудростям, а заодно учатся думать о проблемах общества и о своём месте в нем. Летние военно-спортивные лагеря МГО ВЛКСМ — не для слабых телом и духом! Члены МГО ВЛКСМ уделяют большое внимание рабочему движению, агитации и пропаганде среди пролетариата. Этим летом они ежедневно приходили на Горбатый мостик к пикетирующим шахтерам, а их интернетовский сайт (http://www.aha.ru/~mgo) содержит много интересной информации о борьбе трудящихся против антинародного режима.

Эта статья — о ВЛКСМ, поэтому других молодежных коммунистических организаций современной России я коснусь очень кратко. Российский коммунистический союз молодежи — РКСМ Игоря Малярова, отколовшийся от ВЛКСМ в конце 1992 года, практически перестал быть коммунистической организацией. Маляров — мужественный человек, активный защитник Белого Дома в 1993-ем. Однако «хождение во власть» превратило его и его товарищей в чисто буржуазных политиков и отчасти коммерсантов. Революционный коммунистический союз молодежи — РКСМ(б) Павла Былевского — немногочисленная (200 человек), но боевая и яркая организация. РКСМ(б) чётко ориентирован на одну из радикальных компартий — РКРП Виктора Тюлькина. Его лидеры: Былевский, Дима Костенко, Олег Торбасов, Надя Ракс, видят одну из своих задач в том, чтобы пропагандировать среди российской радикальной молодёжи наследие революционеров Третьего Мира — Че Гевары, Мао Цзэ-дуна, Ким Ир Сена. Их газета «Бумбараш-2017», острая, нетривиальная, эпатирующая («Коктейль Молотова поддержит тебя в течение дня», «Пол Пот — величайший гуманист XX века»), популярна далеко за пределами комдвижения. Несколько членов или близких союзников РКСМ(б), прежде всего Андрей Соколов и Игорь Губкин, сидят в следственном изоляторе Лефортово по обвинению в известных «террористических актах» прошлого года (взрыв памятника Николаю II, заминирование памятника Петру I работы Церетели) — первые политзаключённые-коммунисты постсоветской России.

В заключение — несколько слов о нас, Обнинской городской организации ВЛКСМ. Официально мы существуем с декабря 1997 года (реально — несколько раньше). Организация немногочисленна (около десятка человек), а возглавляю ее я, Дар Жутаев, 28 лет. Мои товарищи — аспирант ФЭИ Денис Селивёрстов, Денис Михалев, Серёга Романов … Многие люди пришли к нам из рок'н'ролльных, панковских тусовок: стихийный протест против окружающего конформизма, потребительского общества потребовал более чёткого идейного выражения. Нас интересует мировое революционное движение 60-х — начала 70-х годов: Париж 68-го не слишком отличается от Москвы 98-го. Некоторые считают нашу интернетовскую страницу (http://www.geocities.com/CapitolHill/Senate/3814/index.html) лучшим левым сайтом в русской Сети: цитатник Мао (впервые на русском языке в Интернете!), статьи Ульрики Майнхоф и многое другое. Мы организовываем пикеты, участвуем в оппозиционных митингах, распространяем листовки. Печатный орган ОГО ВЛКСМ, бюллетень «Power to the People» — «Власть — народу!», назван так в честь песни Джона Леннона; вышло два номера. Мы ищем диалога и сотрудничества со всеми мыслящими людьми, которые противостоят Системе […].