Alex Shekel, Maoist Comrade


Монстры и моисеи комдвижения


1. Монстры комдвижения

Изучая коммунистическое движение любой из стран Запада или Востока, обнаруживаешь удивительную несхожесть его структуры с той, что существует у нас, в России. За рубежом есть партии троцкистские и брежневистские, маоистские и ходжаистские, еврокоммунистические и бордигистско-панеккукианские. Все они происходят от конкретного вопроса на конкретный вопрос, возникший на одном из этапов мирового комдвижения. У нас же в России всё выглядит несколько иначе. То есть все названные направления различить можно, но для неспециалиста всё движение выглядит как совокупность «странных зверьков», порой симпатичных, но до ужаса невразумительных. Недаром недавно на одной из дискуссий была высказана версия, что все наши так называемые партии являются на деле фракциями одной партии. Какой? Это очевидно — брежневско-горбачёвской КПСС, которую вернее всего было бы называть «Капиталистической Партией Советского Союза».

Главным её преемником выступает Коммунистическая Партия Российской Федерации, насчитывающая сотни тысяч пенсионеров, старых чиновников и их молодых «шестёрок». Что это такое, можно увидеть на примере Молдовы, где всю полноту государственной власти получил местный аналог КПРФ — Партия Коммунистов Республики Молдовы. Наши зюгановцы очень довольны успехом союзника и оправдывают их бездействие в деле социалистических преобразований пошлым доводом: типа нельзя же всё сразу. А что сразу? Самым заметным новшеством стало ужесточение наказаний за порнографию и компьютерное пиратство. Первый момент курьёзен — теперь трахать семнадцатилетнюю девчонку можно, а фотографировать ни-ни. Второе уже не смешно, а страшно. Только пиратство сейчас как-то удерживает культуру нашего народа на минимально приемлемом уровне. За лицензионный софт нужно платить немыслимые в наших долготах бабки. Зависят от их (не)уплаты никак не зарплаты наших братьев и сестёр-программистов, а прибыли владельцев кампаний. Которые, кстати, избавившись от конкуренции и законов свободного рынка, хотят, чтобы покупатели этим законам добросовестно подчинялись. И вот молдавские «коммунисты» выступают на стороне ханжей-антипиратов, которые либо достаточно богаты либо просто не нуждаются в дорогом софте.

Следущим пунктом идут несколько партий, происходящих от различных фракций в распадавшейся КапПСС (Капиталистической партии Советского Союза). Крупнейшая из них — Российская Коммунистическая Рабочая Партия — насчитывает несколько тысяч человек. Дикие идеи многих её членов просто поражают. Судоргина (Воронеж) считает, что в Советском Союзе с 20-какого-то года был феодализм, Подгузов (Москва) уверен, что человеческий мозг — не аналоговая, а цифровая система и хранит информацию в виде битов. Секретарь ЦК по рабочему движению Ячменёв скандально известен своим «антисионизмом» — евреев он разыскивает даже среди очень им нелюбимой левацкой молодёжи собственной партии. Во главе партии стоят «два тэ» (Тюлькин и Терентьев — бывшие секретари парткомов КапПСС), которые, хотя сами довольно корректны и даже иногда проявляют признаки марксистского мышления, мирятся со всеми этими безобразиями, а антиревизионистские критические конвульсии низов глушат. С РКРП собралась объединяться Российская Партия Коммунистов (см. сайт РКРП-РПК), которую прочная связь с угнетателями гостей столицы (ментами) заставила выступить в поддержку карательных операций российских «цивилизаторов» в Ичкерии. Одна из приближённых к руководству московских активисток РПК Громова в нелюбви к евреям перещеголяла Ячменёва, признавшись в своей мечте о новом холокосте — зато она очень любит буржуя Милошевича, однозначно предпочитая его Социалистическую Партию югославским коммунистам.

Российская Коммунистическая Партия — КПСС медленно деградировала на протяжении 90-х годов, время от времени желающие отщипывали от неё кусочки для своих партий. Сейчас эта партия уже сама не знает, чего хочет и идёт на союз с кем попало. Например, напрашивается в друзья к Коммунистической Партии Союза России и Белоруссии. Этот проект создан деятелями, долгое время прозябавшими в КПРФ и прикрывавшими неблаговидные слова и дела её ревизионистских руководителей. Теперь они занимаются лоббированием идеи Союза по-лукашенковски. Что в Беларуси под предлогом борьбы с империалистическим влиянием ликвидируются возможности для независимых народных учреждений (профсоюзов, партий и т.п.) ergo для социализма, они предпочитают умалчивать.

Своим советским традиционализмом КПС напоминает Коммунистическую Партию Советского Союза Ленина-Сталина. Ой, не говори, что такой не знаешь — это анпиловцы, отколовшиеся от тюлькинской РКРП. У этих сколько-нибудь развитой идеологии нет вообще, всё очень простенько, в рамках мечты о реставрации СССР, за что ехидные тюлькинцы обзывают их «анархо-примитивистами».

Упомянем ещё «большевиков» — Всесоюзную Коммунистическую Партию Большевиков и Всесоюзную Коммунистическую Партию (большевиков). ВКПБ жёстко замкнута на своего лидера (Н. Андрееву), а та, в свою очередь, — на собственные догмы. Например, она всё ещё не признаёт, что российский госаппарат служит буржуазии, напрочь отказывается верить в говорящую о снижении в течение последних лет уровня безработицы, зато не подвергает сомнению мистический тезис о «физическом уничтожении» русской нации Западом. Одна из газет ВКПБ считает вредными для пролетариата… мастурбацию и оральный секс (см. «Большевик» №3, 1999 г.). Впрочем, этот пунктик для наших компартий общий — сексуальное образование рассматривается как угроза нации, а пристрастие молодёжи к сексу — как досадное и вредное недоразумение. Так, например, полагает газета РКРП «Трудовая Тюмень» (см. №24, 2001 г.).

ВКП(б) отличается глубокой верой в сионистский заговор и, как говорят, личной причастностью лидера к убийствам афганских маоистов.

Ну и есть ещё Коммунистическая Партия Левая Россия, представитель которой Кремлев недавно порадовал нас фразой: «А что, правильно, что прописка и регистрация есть. А то понаехали всякие иногородние, чеченцы и прочие, москвичам житья не дают!».

Вообще, в перечисленных партиях многие кого-то особенно не любят — евреев, чеченцев, молодёжь, женщин/феминисток, гомосексуалистов. Нам это не нравится вовсе не из-за каких-то интеллигентских рефлексий или преклонения перед западными левыми, как иногда утверждают. Дело в том, что все эти фобии накрепко сцеплены — исторически и логически — с реакционнейшим идеализмом. Это признак «грязного», мистического мышления. Мышления, безусловно враждебного не только марксизму, но даже и революционной (скажем честно — буржуазной) демократии. Ну куда ж с этим к народу-то, постыдились бы!

Страшно становится, как подумаешь, что они придут к власти. Одни будут компьютерное пиратство калёным железом выжигать, другие против секса бороться, третьи евреев вычищать, четвёртые «осчастливят» республики экс-СССР военным вторжением. Короче, попадём мы из огня в полымя.

Нет, не войти этим «коммунистам» в землю обетованную. Слишком давит комплекс причастности к большой, правящей КапПСС. Отсюда мечты о восстановлении «полупрогнившего социализма», стремление опереться на другую «большую и правящую» (например, вполне обуржуазившуюся КП Китая), презрение к малочисленным организациям (смешно: КПРФ свысока смотрит на РКРП, РКРП — на РПК, РПК — на нас). Сорок лет надо водить их по пустыне, пока не сменится поколение, молящееся золотому тельцу советского ревизионизма. Только вот не пользуются популярностью в комдвижении «моисеи», настоящие коммунисты, которые не перевелись ещё и в РКРП, и в РПК, и в ВКПБ, не продержаться им сорок лет.

Что ж, свято место пусто не бывает. Традиционалистское комдвижение худо-бедно сыграло свою роль, выразив стремление народных масс к лучшей жизни. Его крах не станет концом коммунизма, как бы не надеялись на это псевдоучёные политологи. На смену отжившему придёт новое, вялое колыхание затхлых вод сменит очищающее цунами в пенной короне, вместо подражания великим образцам прошлого в стране вырастет подлинное прогрессивное движение. И оно победит!

Октябрь 2001 г.


2. Моисеи комдвижения

Современное российское комдвижение чётко делится на два сектора: «традицию» и «модерн». Традиционалистские компартии (без КПРФ) в общей сложности имеют около 10-15 тыс. кадров, т.е., слившись, они бы потянули статус всероссийской партии по новому закону, но реально в этом заинтересована только РКРП, имеющая этот статус изначально. Их краткий обзор был дан в первой части статьи. «Модернистов» всех направлений едва ли наберётся тысяча. Это объясняется отсутствием в их рядах большого количества ностальгирующего балласта и «общепатриотических» активистов без твёрдых убеждений — отчасти ввиду большей развитости идеологии «модернистских» групп. Такое разделение массы и идеи приводит к появлению различного рода пограничных явлений. В этой части статьи предлагается посмотреть на элементы «модерна» в «традиции» — на кадры, состоящие в традиционалистских партиях, прежде всего ввиду их численности, но реально стремящиеся к развитию левой парадигмы и уходу от старых, никуда уже не годных советских схем. Эти люди пытаются вывести своих товарищей к свету марксизма, — этакие моисеи комдвижения. По большому счёту такие попытки изначально обречены на поражение. В партиях-наследницах ушедшей от коммунизма полвека назад КапПСС удерживаются только серьёзно поражённые буржуазной идеологией люди. Нормальные, а значит, прогрессивные, парни и девчонки шарахаются от их ритуальных танцев и правильно делают. Но — опять-таки, встречаются и в них подвижники, не боящиеся метать бисер перед свиньями. Рассмотрим наиболее яркие примеры.

Что касается зюгановской Коммунистической Партии Российской Федерации, тут о «моисеях» говорить почти не приходится. Достаточно сказать, что «леваками7raquo; в ней считались шовинист Макашов, защитница традиционной морали Астраханкина, советский фундаменталист Шенин — то есть националистические радикалы. Настоящим пролетарским кадрам в КПРФ просто нечего делать — не та у неё парадигма, парламентаристская, национал-реформистская, напрочь исключающая продвижение революции.

Посмотрим левее, на недавно объединившиеся Российскую Коммунистическую Рабочую Партию и Революционную Партию Коммунистов (ранее называвшуюся Российской Партией Коммунистов). В РКРП немало известных парий-«леваков», в её московской газете «Рабочая правда» частенько можно прочитать об очередной кампании их травли. Известный «пролетарский поэт», член РКРП Борис Гунько на самом деле имеет куда более весомые заслуги, чем стихи. До создания РМП он — едва ли не единственный в России — популяризировал маоизм, выпустив брошюры «Письма из Турции» (1994 г.) и «Немецкий дневник» (2000 г.). Ничего удивительного в том, что Гунько вступил в конфликт с партийном руководством, в частности, выступив с критикой столичного идеолога РКРП, полузнайки-графомана Подгузова. В результате вылетел из Московского комитета. Недавно лидер РКРП В. Тюлькин устроил Подгузову разнос за публикацию очередной вредной статьи, но Тюлькину позволено, он — босс, а Гунько — нет.

В 1996-1998 гг. в «Бумбараше» часто появлялись статьи члена РКРП Дмитрия Костенко — пламенного трибуна и замечательного публициста — в том числе посвящённые различным маоистским ораганизациям. Но разве его творчество было воспринято родной партией, разве он признан внутри неё? Нет. В 1999-2001 гг. в «Бумбараше» по недосмотру редактора печатался другой квазимаоист — О. Торбасов. Он был избран секретарём обкома РКРП по идеологии, но признаётся, что разговаривает с парторганизацией на разных языках и гораздо бо́льшие надежды связывает со своей организацией РКСМ(б).

В РПК против шовинизма пытался выступать Сергей Марский (модератор Интернет-рассылки kzot-stop. В конце концов, он убедился в безыдейности этой идеи и подал заявление о выходе, заявив об «окончательном бюрократическом и буржуазном перерождении» партии. Лидер РПК А. Крючков разразился ответным заявлением, в котором… фактически подтвердил обвинения Марского, признавшись, в частности, в поддержке «операции по ликвидации банд террористов и сепаратистов», т.е. оккупации Чечни.

Был в ЦИК РПК ещё один левый товарищ — Сергей Новиков, пытавшийся убедить партию, что Советский Союз был не царством божьим на земле, а конкретно-историческим явлением, со своими достоинствами и недостатками. ЦК был предложен проект постановления против идеализации прошлого и осуждающее советский традиционализм — «пародию на сохранение революционных советских традиций, проявляющеемя в целом ряде реставраторских, консервативных, а иногда и реакционных стереотипов». В частности, тов. Новиков подверг критике недооценку внутренних факторов буржуазной контрреволюции в СССР, представление о современном режиме как искусственно насажденном извне, придание прошлому некоего несовместимого с критикой ореола святости. Рассуждал он вполне разумно — именно в этом и была главная ошибка, традиционалисты питаются иррационализмом и критический марксистский подход не приемлют в принципе. Его предложения были отклонены, что не так уж шокирует, если знать, что чуть ранее так же были отклонено предложение осудить русский фашизм.

Моисеи комдвижения — гонимые, но упорные в окопной борьбе и лобовых атаках против опошления левой идеи. И прежде чем пасть жертвой партийного руководства и фениксом возродиться в группе единомышленников, каждый из них успевает внести свой вклад в протаптывание тропинки от абстрактной жажды справедливости к марксизму.

Январь 2002 г.