Парламентский вестник
(осень 2004 г.)


Апофеоз однопартийной диктатуры

В области государственного строительства Госдума приняла несколько решений, направленных на закрепление складывающейся однопартийной системы.

13 октября федеральным конституционным законом (№ 80875-4) отменён значившийся в законе «О Правительстве Российской Федерации» запрет для членов правительства занимать какие-либо должности в общественных объединениях. Официальный сайт Госдумы обосновывает это решение тем,

«что действующее законодательство и так предусматривает, что лица, замещающие государственные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного положения в интересах политических партий, членами которых они являются, а также не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных обязанностей, и, таким образом, данный запрет избыточен».

Как можно видеть, формулировки несколько различаются («занимать должности» — «быть связаны решениями»), что может быть использовано для оправдания строительства правящей партии посредством государственных чиновников. А иначе зачем бы Госдуме заботиться об устранении «избыточности» в таком щекотливом вопросе?

3 декабря федеральным законом об изменении порядка формирования Совета Федерации (№ 68101-4) разрешены безальтернативные выборы представителя в СФ региональными парламентами. В тот же день существенно изменено законодательство о партиях (федеральный закон № 96886-4): минимально необходимое число членов партии увеличено с 10 тыс. до 50 тыс., а в региональных отделениях — со 100 до 500. Такая реформа влечёт радикальное сокращение числа организаций, признаваемых государством в качестве политических партий. Фактически, кроме правящей «Единой России» (которой такие проблемы не грозят) и КПРФ (которая пока ещё сохраняет необходимую численность) шансы сохранить статус есть лишь у некоторых партий, да и то если они «хорошим поведением» убедят органы юстиции закрыть глаза на натяжки.

И в тот же день, который теперь можно называть Днём Анти-Демократии, принят в третьем чтении федеральный закон № 93081-4, устанавливающий избрание высших должностных лиц регионов не народом, а соответствующим парламентом по представлению Президента РФ. В действительности это процедура назначения глав регионов Президентом РФ, так как после двухкратного отклонения предложенной кандидатуры закон предусматривает назначение временно исполняющего обязанности и в качестве крайней меры — роспуск регионального парламента.


Шабаш моралистов

В рамках «охраны морали» Госдума приняла два довольно-таки скандальных решения в направлении регламентации и ограничения частной жизни.

10 ноября в первом чтении одобрено изменение законодательства о СМИ (законопроект № 45893-4), в соответствии с которым

«запрещается распространение в теле-, видео-, кинохроникальных программах и демонстрация в телевизионных фильмах и кинофильмах сцен убийства, нанесения побоев, насильственных действий сексуального и иного характера в период с 7 часов утра до 22 часов вечера».

Несуразность закона, под который подпадают, к примеру, фильмы о войне или выпуски новостей, бросается в глаза. Очевидна его цель — внушение в духе «всё хорошо, прекрасная маркиза». Интересно, что за этот практически невыполнимый бред Госдума проголосовала почти единогласно: за — 420, против — 0.

26 ноября в согласованной редакции принят федеральный закон № 189205-3,

«ограничивающий розничную продажу и распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях, а также для лиц, не достигших 18 лет».

На сайте Госдумы умалчивается, что закон также запрещает потребление пива (административная ответственность, к счастью, пока не установлена)

«на улицах, на стадионах, в скверах, в парках, в общественном транспорте городского и пригородного сообщения, в других общественных местах, за исключением мест общественного питания, в которых разрешена продажа пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и мест розничной продажи в розлив пива и напитков, изготавливаемых на его основе».

Так же умалчивает сайт Госдумы о расширении запрета на курение: принятый 29 октября во втором чтении проект федерального закона № 196056-3 ввёл дополнительный запрет на курение на расстоянии «менее чем 100 метров от границ территории образовательных организаций». Само по себе это не так уж неправильно, но как это должно выглядеть в жизни? Вряд ли курильщики будут ходить с астролябиями для определения расстояния, так что им, как обычно, придётся полагаться на бдительность ментов.


Трудящимся — хрен (без масла)

В области трудовых отношений Госдума старательно, но неумело изображала заботу о простом человеке. Так, 17 декабря принято решение о повышении с 1 января 2005 г. минимального размера оплаты труда до 720 руб. в месяц. Ясно, что на такие деньги выжить так же затруднительно, как и прежде. Заявленные планы поднять МРОТ до прожиточного минимума по-прежнему выглядят несбыточной мечтой.

Между тем, согласно принятому 8 декабря в четвёртом чтении федеральному закону о бюджете на 2005 г., расходы на оборону составят 488.6 млрд. руб., т.е. 16% всех расходов бюджета или 2.6% ВВП. Это в три раза больше, чем запланировано затратить на социальную политику или на образование, в шесть раз — чем на здравоохранение и спорт, в сто (!!!) раз — чем на охрану окружающей среды. Так что деньги есть, но государство предпочитает раскармливать на них высшее офицерство, а низших служащих держать в нищете.

Проблема бедности, как будто, совсем не волнует депутатов (неудивительно — им не с чего её прочувствовать) и они тратят время на ритуальные вопросы, такие как вопрос о праздниках. 23 ноября принят в первом чтении проект федерального закона № 92135-4, вводящий «новогодние каникулы» 1-5 января и упраздняющий нерабочие праздничные дни 12 декабря (День Конституции) и 7 ноября. Подтекст понятен. Путинский режим больше не нуждается ни в культе Конституции как демократического документа, ни в Примирении и Согласии, под прикрытием которых вот уже несколько лет проболжают выступать социалисты и коммунисты. Так что выходные перекинуты на первую неделю января, когда капиталисты всё равно не могут добиться от трудящихся полной выкладки. Вот только у народа нет средств культурно праздновать целую неделю — разве что накачиваться водкой. А о том, чтобы освободить день подготовки к празднику, 31 декабря, никто, конечно, не подумал.

Взамен дат посвящённых конституционной демократии и общественному согласию законопроект знаменательно предлагал 4 ноября отмечать «День народного единства». 15 декабря это решение было утверждено федеральным законом «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России»» (№ 96613-4).

Характерно, что обзор законодательства на официальном сайте Госдумы даже намёком не упоминает о скандальном законе № 122 от 22 августа, несмотря на грандиозность вводимых им изменений в законодательстве о льготах (в 220 законов вносятся изменения, 44 — признаются утратившими силу).


Платок на роток и прочая полицейщина

Наконец, для наиболее радикальных противников правительства 17 декабря был принят в первом чтении проект федерального закона «О противодействии терроризму» (№ 115259-4), прямо заявляющий, что «терроризм — явление политическое». Законопроект определяет организационные меры противодействия терроризму и легализует участие армии в противодействии терроризму, т.е. фактически в подавлении вооружённых выступлений внутри страны.

Законопроект вводит особые правовые режимы (режим террористической опасности, режим контртеррористической операции и режим чрезвычайного положения), предусматривающие различного рода ограничения, в том числе и на средства массовой информации. Как справедливо указал с парламентской трибуны депутат фракции КПРФ А. Кондауров:

«…Корни терроризма не в отсутствии соответствующей законодательной базы…, а в экономической деградации, социальной ущербности, отсутствии для большинства населения каких-либо понятных жизненных перспектив на будущее, правовом произволе, коррумпированности и продажности многих из тех, кто должен стоять на страже закона и порядка… …Поэтому бессмысленно принимать закон, который не имеет никакого отношения к решению перечисленных глубинных причин терроризма. Hе привнося ничего нового в систему безопасности российского общества и граждан, закон в то же время закрепляет норму о режиме террористической опасности и даёт тем самым возможность федеральной и региональной исполнительной власти достаточно вольно вводить особые правовые режимы, ограничивающие законные права и свободы граждан России. В то же время не предусматриваются система контроля со стороны законодательных, судебных органов и гражданского общества за действиями властей и степень их ответственности за незаконное или недостаточно обоснованное применение ограничительных мер. Есть опасность, что в представленном виде Закон будет стимулировать в России политическую, национальную, конфессиональную подозрительность, а значит, будет не снижать, а повышать градус социально-политического неблагополучия общества. […] Закон… позволяет федеральным и региональным начальникам вводить, по непроверенной информации, например, по анонимному звонку какого-нибудь сочувствующего власти доброжелателя, режим террористической опасности со всеми предусмотренными в этом случае ограничениями прав и свобод, в том числе и на социальный протест. И последнее. Вбрасыванием закона и пропагандистским промыванием мозгов по этому поводу общественное сознание переключают, пользуясь оперативной терминологией, на «негодный объект». Хотят убедить, что «терроризм» — основная угроза общественной безопасности сегодня, хотя на самом деле основная опасность для России — её руководители…» («Завтра» №52(579) от 22 декабря 2004 г.).