М. Галайда


Революционная организация

Современный человек есть продукт отчуждения. Он противостоит обществу как некое отдельное существо. Он отстранён от власти наличием специализации власти, он отстранён от свободного творческого труда наличием работы, он отстранён от отсутствия репрессивности наличием безопасности (и её гарантии посредством армии, полиции, тюрем) и т.д. Поэтому развитию творческой личности в классовом обществе изначально поставлены железные границы-оковы.

Но человек отчуждён только тогда, когда он соглашается с таким порядком вещей, в рамках которого это отчуждение происходит, то есть мирится с действительностью (продолжает ходить на работу, покупать продукцию ТНК, потреблять имиджи телепередач и т.д.). Этот процесс есть самоотчуждение, ибо человек сам себя отчуждает, воспроизводя вышеперечисленные процессы.

Поэтому единственный выход из самоотчуждения — это самовысвобождение. Ибо если человек сам себя каждодневно отчуждает, то только он сам может и прекратить это состояние. А преодолеть отчуждение человек может только путём присвоения себе всех тех функций, от которых он был ранее отстранён (то есть упразднение государства и власти посредством присвоения власти всеми, упразднение армии посредством всеобщего вооружения и т.д.).

Но так как человек мирится с действительностью только потому, что не представляет себе иного положения, задача революционеров заключается не в том, чтобы вести за собой массы, а в том, чтобы создавать такие ситуации-выходы, которые бы побуждали самих людей изменять жизнь, самих пролетариев как класс, высвобождаться, преодолевая всякую иерархию и разделённость, присваивая себе всю полноту жизни, а не плестись в хвосте у всяких партий и прочих объединений «профессиональных» горе-революционеров, единственный итог деятельности которых будет (если вообще будет) сохранение наёмного рабства и всех производных от него «прелестей» (государства, собственности, семьи и т.п.).

Поэтому и «Манифест Коммунистической партии» — это, на самом деле, и не манифест какой-либо партии, а непосредственное руководство к действию, где «коммунистическая партия» — не партия в современном смысле этого слова, не иерархическая структура, самовоспроизводящая отчуждение в себе самой, а только автономная группа людей, которая не собирается вести за собой пролетариат, но заявляет об альтернативе «всему существующему строю», показывает пролетариям, что их положение может быть иначе, то есть не ведёт за собой пролетариев, а побуждает их к самостоятельному походу на капитал, к самоосвобождению.

И вот здесь, на наш взгляд, самое время обратиться к творчеству К. Маркса. У него есть фрагменты, опубликованные впервые только в 1941 году и начавшие распространяться ещё позже — с 1953 года. В мёртвой, оледенелой, отчуждённой глыбе советского марксизма эти идеи вообще никак не учитывались и не обсуждались. Мы имеем в виду «Экономико-философские рукописи», Grundrisse, рукописи «Капитала» и т.д.

Так, ни слова в советской политиэкономии не было сказано о так называемых циклах Капитала, с гениальной точностью предугаданных Марксом. (Формальное и Реальное подчинение Труда Капиталу).

В эпоху индустриализации и после буржуазных революций Капитал обладает Формальной Доминацией над Трудом. То есть он контролирует Труд, эксплуатирует пролетариат, правит над ним, воюет с ним.

Да, он всё время побеждает, но всё же речь идет о противостоянии двух противников, одного более сильного — Капитал, другого более слабого — Труд. В данной фазе, развитие производительных сил позволяет Капиталу подчинить себе Труд, пока только в рабочее время, то есть пролетарий чувствует непосредственно своё отчуждение в процессе производства самим фактом разительного контраста рабочего и нерабочего времени. Поэтому здесь перед Марксом и стояла задача только показать альтернативу всему существующему порядку, ибо пролетарий уже осознавал его порочность и отчуждённость. Сам Маркс считал, что Труд в какой-то момент может сравняться по силе с Капиталом и через Социальную Революцию победить его.

Но…

Но может и не сравняться.

И не победить.

И проиграть.

В таком случае начнется новый цикл — цикл Реальной Доминации Капитала (постиндустриальное общество). Это уже не борьба, но абсолютное господство Капитала, как единственного субъекта экономической истории. Труд более не самостоятельная величина (особенно после фордистского конвейера) и становится не противоположностью, но лишь функцией от Капитала. Рабочий, пролетарий, труженик более не один из двух противоборствующих начал, но просто фикция, учреждаемая Капиталом по его воле и его прихоти.

В принципе Капитал теперь может производить себя сам.

Развившиеся средства производства позволяют Капиталу эксплуатировать уже не только труд рабочего, но и его досуг через контроль над потреблением, через рекламу, через искусственное создание всё новых и новых потребностей. Если раньше рабочий подвергался эксплуатации строго в течение трудового дня, создавая прибавочную стоимость, теперь он во власти Капитала круглые сутки.

Тем самым стирается прежняя грань, отделявшая для пролетария состояние эксплуатации и не-эксплуатации. Таким образом, создаётся такое положение, при котором противоположность между капиталистом и пролетарием никуда не делась, но пролетарий уже не ощущает данной противоположности, ибо если уже не в течение 10-12 часов (как в индустриальном обществе), а в течение всех 24-х часов он превращён в машину по извлечению прибавочной стоимости, то для него нет больше другого времени, чем время-которое-деньги, время его собственной эксплуатации (поэтому в данной системе уже совершено безразлично, сколько именно длится непосредственно рабочий день — 10, 9, 8, 7, 6 часов, ибо в отличие от времени Маркса, когда борьба за снижение рабочего дня ещё представляла собой альтернативу времени эксплуатации и расширяло досуг пролетария, то теперь уменьшение рабочего времени лишь расширяет подконтрольное Капиталу пустое время провождение. Теперь подлинная альтернатива работе может выражаться только в её повсеместной ликвидации).

Поэтому, сегодня перед революционерами стоят задачи гораздо более сложные, чем в XIX столетии. Сегодня недостаточно просто заявить альтернативу (как это сделал Маркс в своём «Манифесте»), ибо нет того, чему её заявлять. Нет осознания пролетариатом своей собственной отчуждённости (угнетённости).

Вот почему необходимо на практике, в повседневной жизни создавать ситуации-выходы, которые покажут всю глубину пропасти, отделяющей реальное от возможного.

Но для такой, поистине, задачи планетарного масштаба, совершенно непригодна такая иерархическая организация, как партия. Ибо в данных условиях некого вести и не к чему.

Поэтому единственный выход из данного положения — это постоянное создание либо отдельными революционерами, либо группами революционеров таких практических ситуаций, которые на практике покажут всю ту пропасть, что отделяет сегодняшнее положение пролетария и то состояние, которого он может достичь.

Такой группе совершенно не нужна агитация, потому что звать новых «рекрутов» некуда (нет организации, партии) и незачем, ибо если другие люди захотят присоединиться к общему антикапиталистическому движению, то всё, что от них требуется, — это не выслушивать разные указания всяких иерархических надстроек (таких как ЦК, политиков, секретарей, председателей и прочих вождей и вождишек, нужных только неуверенным в себе неврастеникам), а самим начинать создавать ситуации-выходы, которые, в свою очередь, покажут альтернативу господствующему порядку ещё большему количеству людей и так, пока, наконец, не революционизируется достаточная часть пролетариата, способная пойти на восстание против Капитала. Отдельные лица или группы могут начать радикальные действия, но в них должна принять участие значительная и быстро растущая часть населения, если движение должно привести к новому обществу, а не просто к очередному путчу, устанавливающему новых правителей.

Пролетарская революция требует от людей прежде всего активности. Это очень сложная задача, но только она способна свергнуть весь существующий строй таким образом, чтоб не допустить его последующего возрождения.

Освобождение рабочего класса должно быть делом самого рабочего класса!
Нет вождям!
Да революционному творчеству масс!