Автор этой статьи — Михаил Григорьевич Суслов, доктор исторических наук, завкафедрой истории Отечества Пермского госуниверситета, профессор, автор более 250 работ. Изучение под его научным руководством молодёжью основ марксистско-ленинской науки сыграло важнейшую роль в становлении Пермской организации
На примере Пермской организации
Роль учёного-марксиста, специалиста, помогающего молодым в освоении марксистско-ленинской науки, велика. Увы, такие учёные, работающие на перспективу, на завтрашний день, выращивающие поколение грядущих убеждённых революционных борцов, довольно редки. Для специалиста гораздо «соблазнительнее», легче «пописывать» статейки, которые, может быть, кто-нибудь да будет почитывать… Такой «профессиональный кретинизм», противоречащий практически-посюстороннему духу марксизма, мертвит душу, иссушает саму теорию. И наоборот, мысли, брошенные в благодатную почву комсомольских умов, взрастут завтра тысячами побегов живой революционной практики. Это положительный пример для многих учёных-коммунистов, которые не должны жалеть времени на молодёжь. Маленькая чёрточка к портрету товарища Суслова: в своё время он потратил средства, отложенные на свадьбу дочери, на закупку необходимого для комсомольской организации снаряжения.
Комсомольцам нужно искать именно таких спецов для организации теоретической учёбы, политзанятий — учёных, у которых глубина знаний сочеталась бы со щедростью души, обязательной для настоящего коммуниста. Если нет — самим организовывать такие занятия. Примерный план (на основе опыта московской организации) будет разослан по организациям
Современный мир вступил в новую стадию своего развития. Это видят и чувствуют многие исследователи, представители политических партий и общественных движении. Одни эту стадию называют «постиндустриальным», другие — «технотронным», третьи «информационным» обществом и т.д. Это правомерные термины, но они лишь частично отражают суть происходящих глобальных мировых процессов, в то же время затемняя глубинные качественные социальные перемены. Сегодня пробуржуазные учёные вслед за обывателем как черти от ладана бегут от всякой определённости, от всяких «измов». То же делают и политики, заявляя, что мы строим не социализм, не капитализм, а «нормальное общество», мы идём «в мировую цивилизацию». Такими хитростями они пытаются увести трудящихся от понимания сути происходящих происходящих процессов, новой стадии развития мировой буржуазной цивилизации — ультраимпериализма
В классическом марксизме-ленинизме до сих пор чётко обозначались две стадии развития капитализма, буржуазно-рыночной цивилизации, совершавшиеся в рамках национальных государств. Первая — домонополистический, «свободно-рыночный» капитализм, период становления, развития и распространения капитализма в ряде передовых более развитых стран, энциклопедически исследованный в «Капитале» К. Маркса. Вторая — период империализма, отрицания рыночной стихии, концентрации и монополизации промышленного и финансового капитала вплоть до его огосударствливания, время образования колониальных империй и войн за передел мира. Империализм как стадия развития капитализма был достаточно полно исследован не только В.И. Лениным в его книге «Империализм как высшая стадия капитализма», но уже в работах ряда его непосредственных предшественников, посвященных империализму на рубеже
На стадии восходящего капитализма буржуазия осваивала рынки своих стран, насаждала буржуазные отношения в основном на своей национальной территории. В период империализма и образования монополий капитал двинулся на завоевание и освоение чужих территорий, и не только колониально зависимых, но и свободных, еще не буржуазных стран, стремясь обрести в них рынки сбыта и источники сырья. В период ультраимпериализма, складывания транснациональных корпораций и экономического господства небольшой группы высокоразвитых стран, в буржуазно-рыночные отношения втягиваются фактически все страны мира, большие и малые народы, вся территория Земли, вплоть до сельвы Амазонки, джунглей Центральной Африки и островов Океании.
Несмотря на то, что в буржуазно-рыночные отношения включаются фактически все народы, современный мир представляет собой достаточно пёструю картину. При всей глобальной капитализации разные страны находятся на разных стадиях развития. Одни страны только начинают втягиваться в буржуазно-рыночные отношения, переживают стадию первоначального накопления капитала и в существующей многоукладности (порой с преобладанием первобытнообщинных, рабовладельческих и феодальных отношений) частно-капиталистический сектор занимает ничтожно малую долю.
Есть страны, где буржуазный уклад и капиталистические отношения занимают достаточно заметные позиции и страны, где они всецело господствует. Разный уровень развития стран усложняет задачу целостного восприятия мира. Высокоразвитых стран в сравнении с менее развитыми очень мало, но их удельный вес в мировой экономке и уровень развития всех сфер так высок, что они оказывают и будут оказывать определяющее воздействие на положение в мире. Что же отличает стадию «ультраимпериализма» (в широкий обиход этот термин ввёл К. Каутский) от империализма и восходящего капитализма? Здесь мы отметим лишь некоторые черты и признаки.
Если на восходящей стадии капитализма при простом товарном производстве господствовала свободная конкуренция внутри стран, с некоторыми элементами свободной конкуренции на мировом рынке, то на стадии империализма уровень свободной конкуренции снижается, частично уничтожается и на смену свободной конкуренции приходят монополия. Мощные монополистические объединения начинают контролировать рынки товаров, сырья в национальном масштабе, а образующиеся международные тресты, синдикаты, картели, союзы монополий начинают контролировать и мировые рынки.
На стадии ультраимпериализма элементы конкурентной борьбы в рамках национальных государств и на международной арене ещё сохраняются, но экономические блоки и союзы ряда государств переходят к контролированию, регулированию, а иногда и планированию экономических процессов, как в отдельных государствах, так и в масштабах мирового хозяйства, что повышает маневренные возможности не только отдельных государств, но и мировой буржуазной системы в целом. Процесс контролирования и «регулирования» не только своей, но и «чужой» экономики хорошо демонстрируют Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), транснациональные корпорации и другие экономические структуры Запада.
Существенные изменения претерпевает собственность. На стадии классического капитализма частная собственность была действительно частной и, в основном, персонифицированной. Фабрики, мастерские, заводы или пароходы имели своих владельцев и часто носили имя своего хозяина (фабрика Паля, завод Любимова, мельница Шмидта и т.д. и т.п.). На последующих стадиях выявляется тенденция убывающей персонификации капитала. Наряду с персональной и персонифицированной частной собственностью на стадии империализма всё большее место занимает коллективно-долевая собственность, будь то тресты, картели, синдикаты, кооперативы и ассоциированные формы собственности, в том числе «коммунитарного» типа (киббуцы в Израиле, коммуны в США и других странах.
На стадии ультраимпериализма персонификация капитала ещё заметнее уменьшается и становится минимальной. От акционерных обществ до гигантских транснациональных корпораций идёт «обезличка» капитала, его «коллективизация». Конечно, крупные владельцы капиталов, богатые и сверхбогатые люди не исчезли. Более того, их число в мире велико и продолжает увеличиваться, но их капиталы, их собственность всё более «растворяются» в общем капитале корпораций или акционерных обществ.
Это объективный процесс, связанный с неизбежной и продолжающейся концентрацией капиталов и обобществлением производства. Однако у этого процесса есть и социальная функция. Деперсонификация капитала начинает играть очень важную охранительную функцию. Богатые и сверхбогатые люди становятся как бы менее заметными среди массы других собственников, что не так раздражает мелких собственников или тех, кто собственности не имеет. В российском неокапитализме частник-капиталист также прячется, как правило, под вывесками АО, ТОО, кооперативов, совместных предприятий и т.п. Эксплуататор маскируется, манипулирует умами с помощью средств массовой информации, и возрастет иллюзия «коллективной ответственности».
На стадии ультраимпериализма продолжается централизация и концентрация капиталов, но теперь уже не только в национально-государственных границах, но и в более широких международных масштабах. Фактически сегодня положение в мире определяют и контролируют несколько сотен крупнейших транснациональных корпораций и несколько десятков супербанков. Финансовый капитал срастается с промышленным, образуя мощные финансово-промышленные группы, транснациональные корпорации срастаются с государствами и межгосударственными органами (типа ООН), а ведущие государства Запада формируют мировую финансовую систему, единый мировой, рынок. Формируются наднациональные центры управления мировой экономикой и мировыми процессами. «Долларизация» мировой экономики способствует ослаблению большинства национальных валют и отражает процесс экономической интеграции ведущих индустриальных стран мира и формирование механизмов экономической зависимости бедных, эксплуатируемых стран от богатых. Всё это черты нового мирового экономического порядка.
Существенно меняется характер капиталистической эксплуатации. На восходящей стадии капитализма отмечалась дикая эксплуатация буржуазией «своих» рабочих, всего «своего» рабочего класса и трудящихся в целом, а также населения колоний. На стадии империализма, в связи с вывозом капитала, начиналась эксплуатация монополиями трудящихся колоний, жителями индустриально развитых капиталистических стран — населения Латинской Америки, Африки, Юго-Восточной Азии. На стадии ультраимпериализма создается глобальная система, отрабатываются механизмы эксплуатации природных ресурсов и фактически всего населения Земли. Мировая буржуазия создаёт единую глобальную мировую систему эксплуатации, включающую мировую банковскую систему, мировую валюту, межнациональные центры управления мировыми экономическими и политическими процессами, международные правовые нормы, международные организации и международные вооружённые силы, международные идеологические и научные центры, призванные сохранить и закрепить права и возможности эксплуатации «золотым миллиардом», населяющим индустриально развитые капстраны, всего остального населения Земли.
Если мировая буржуазия в своих странах, на отдельных континентах и в целом в мире чаще всего находит между собой общий язык, то рабочий класс и трудящиеся после крушения мировой системы социализма и реставрации капитализма в СССР глобально расколоты. Трудящихся раскалывают государственные — национальные — границы, язык, идеология, политика, религия и многое другое. В свое время К. Маркс говорил, что организованной силе капитала может противостоять только организованная сила рабочего класса. Ясно, что без международной организации рабочего класса и трудящихся (какими были I Интернационал, Коминтерн и мировая система социализма) успешной борьбы против мирового капитала быть не может. Как сегодня создать такую мировую международную организацию, несмотря на все препятствия?
Самое основное изменение, которое произошло на стадии ультраимпериализма, является «социализация» буржуазного общества. На восходящей стадии капитализма буржуазия и рабочий класс как два основных класса были связаны в процессе производства и противостояли в политике, обозначая свои отношения классовой борьбой, переходяшей в открытые столкновения и вооружённые восстания. Классовое размежевание пролетариата и буржуазии было достаточно чётким, а борьба весьма острой. На стадии империализма за счёт колоний и сверхприбылей буржуазия начинает формировать в среде рабочего класса метрополий и даже на производстве, вынесенном в неоколонии, так называемую «рабочую аристократию». Это узкий слой рабочих с высоким уровнем жизни, которые легко усваивают нормы буржуазного государства и защищают буржуазные отношения. Этот слой стал основной социальной базой для оппортунизма в революционном рабочем движений. Яростная борьба революционных сил против оппортунизма окрашивала всю эпоху империализма.
Появление рабочей аристократии было первым признаком начавшегося под угрозой революции реформирования, «социализации» буржуазного мира. Великая Октябрьская социалистическая революция, положившая начало всеобщей, зачастую насильственной и неизбежно-избыточной социализации в рамках такого большого государства как Россия, заставила буржуазные страны встать на путь масштабной социализации и в своих странах. Первыми это делают США («новый курс» Рузвельта) и фашистская Германия в
Политика социализации временно резко снизила уровень классовой борьбы, а кое-где свела её к чисто профессиональному движению. Рабочий класс неоколониальных метрополий, имеющий достаточно высокий уровень жизни, выключается из классовой борьбы, становится по своей сути мелкобуржуазным классом и не выступает против существующей политической системы. Такие рабочие превращаются в социальную базу для социал-реформистских партий и соглашательских профсоюзных организаций. Если в условиях империализма «рабочая аристократия», т.е. наиболее высокооплачиваемая часть рабочих, была пуповиной, привязывающей рабочий класс к буржуазии, а социал-реформистские партии — к буржуазной политике, то в условиях ультраимпериализма значительная часть, а то и большинство рабочих метрополий подвергаются влиянию буржуазной идеологии, становятся на период стабилизации базой для оппортунизма и опорой буржуазной политической системы.
Лишь в странах второго и третьего эшелона капиталистического развития, где эксплуатация выше, а социализация ниже, рабочий класс сохраняет революционный потенциал и ведет классовую борьбу в классическом пролетарско-классовом духе. Однако соотношение сил таково, что рабочий класс этих стран пока существенно не влияет на ход мирового развития. Социализация — одна из основных находок буржуазии XX века. Именно включение механизма социализации позволило Гитлеру сбить волну рабочего движения в Германии и, более того, направить рабочих, имевших давние и глубокие революционные традиции, на реализацию целей немецкой буржуазии. В настоящее время и в ближайшей перспективе уровень социализации на Западе неизбежно будет понижаться, что связано с ликвидацией Советского Союза и социалистической системы, где была велика степень социализации в виде социальных гарантий и социальной защищенности граждан. Ликвидация этого ориентира позволит буржуазии понизить уровень жизни в свои странах. Но временные выгоды для капитала повлекут за собой новое обострение отношений буржуазии с другими слоями и классами общества и вновь активизирует рабочее движение, стачечную борьбу.
От уровня социализации будет зависеть положение как в России, так и в других странах бывшего лагеря социализма. Понижение уровня жизни ниже допустимого толкнет миллионы тружеников на стачки и забастовки, которые могут привести к перерастанию профсоюзного движения в классовую борьбу. И, наоборот, если молодая российская буржуазия обуздает свои аппетиты и за счёт изъятия сверхприбыли обеспечит большинству граждан высокий уровень жизни и социальную защищенность, то ей удастся сохранить ещё на какое-то время стабильность в обществе и продержаться у власти.
Наряду с социальными происходят очень сложные процессы в национальных отношениях. На этапе восходящего капитализма ведущей тенденцией было образование мононациональных государств. Эта тенденция базировалась на быстром формировании национальной буржуазией каждой отдельной страны «своего» общенационального рынка. По мере формирования общенациональных рынков шёл процесс образования наций и создания мононациональных государств (или с одной доминирующей нацией). На стадии империализма, когда активно происходил раздел и передел мира, захват территорий, мононациональные государства превращались за счёт захваченных колоний в многонациональные государства, и национальный вопрос превращался в национально-колониальный с вытекающими отсюда национально-освободительными движениями.
С переходом импедиализма в стадию ультраимпериализма и глобализацией буржуазных рыночных отношений пошёл процесс формирования национальной буржуазией национальных рынков в колониях и колониально-зависимых странах. Это породило мощное национально-освободительное движение, которое в
Процессы интеграции и «дезинтеграции» взаимосвязаны. Чтобы развитые страны мира могли сохранить существующие «равновесие» и «стабильность», они должны умножать свои силы экономической, политической и военной интеграцией и всемерной поддержкой дезинтеграционных процессов во всем остальном противостоящем мире. При противостоянии небольшого количества богатых стран огромному числу бедных, богатым выгодно «раскалывать» потенциального и реального противника по всем возможным направлениям — социальному, национальному, религиозному, идеологическому, политическому и прочим. Разделяй и властвуй: чем больше будет маленьких стран, чем более дробным будет деление в противостоящем шире, тем проще будет решать свои проблемы. Буржуазный национализм — лишь одно из направлений буржуазной идеологии, которое используется сильнейшими государствами для развала многонациональных государств, а также экономически зависимыми странами в борьбе с более сильными государствами.
К числу новых идей, которые начинают формироваться ультраимпериалистически-глобалистской идеологией, можно отнести идею насильственного поддержания мира. Эта идея чрезвычайно выгодна буржуазии, потому что позволяет ведущим странам мира вмешиваться в межнациональные и социальные конфликты в любом уголке земного шара, прикрываясь гуманистическими декларациями о сохранении или восстановлении мира. Так мировая буржуазия реализует свои классовые цели на государственном, региональном уровне и в мировом масштабе.
Гонка вооружении в отдельных странах и милитаризация мира в целом сегодня управляемы, избирательны и находятся под жёстким контролем индустриально ведущих стран мира. Они направляют и регулирует потоки вооружений и следя за тем, чтобы реальные и потенциальные противники не имели избытка оружия и самых современных систем вооружений, а сами не только сохраняют, но и расширяют и укрепляют военные блоки, международные военные организации.
Буржуазная власть в период ультраимпериализма существует на двух уровнях — на национальном и наднациональном. Традиционная государственная власть на национальном уровне дополняется наднациональной, ведущие буржуазные государства создают Европарламент, Международный суд и другие международные организации, имеющие определённые властные функции и решения которых обязательны для ряда стран или всего мирового сообщества. Блоки, союзы и другие объединения образуют своеобразные сверхгосударства, которые всё заметнее влияют на положение дел в мире. Государства в национально-государственных границах тоже имеют два уровня — публичной власти и надгосударственного уровня управления государством.
Публичная власть в период ультраимпериализма чаще всего базируется на буржуазной демократии с её многопартийностью, выборностью органов власти, их сменяемостью и гласностью в работе, разделением властей и другими демократическими атрибутами. Слабо подкованные в теории коммунисты, не говоря о демократах и обывателях, именно эту власть считают единственной и реальной. Именно за неё идет борьба на выборах. Однако в ведущих странах мира в государственных границах существует и надгосударственныи уровень управления государством, скрытое от граждан решение принципиальных вопросов государственной жизни. Национальные «элиты» рекрутируют из своих рядов кадры для «мировой элиты», которую на национальном уровне будет нелегко «поймать за хвост». Нобелевские премии и почетные звания, реклама в мировых средствах массовой информации, присвоение разных официальных и неофициальных звании типа «почётный кавалер Мальтийского ордена», «лучший немец года» и т.п., а то и подкуп президентов, премьеров, лидеров политических партий, научной и творческой интеллигенции — таков арсенал средств формирования мировой элиты. Лишь одному М.С. Горбачеву за время его правления было присвоено 50 международных премий и вряд ли кто-то точно знает, какой суммой исчисляются приложения к этим премиям, хотя, например, известно, что только разовая подачка президенту Польши Л. Валенсе составила миллион долларов.
Мощное развитие техники и технологии, высокий уровень жизни и социальной защищенности достигнутый рядом стран на стадии ультраимпериализма не снимает острейших проблем человека и человечества. По последним данным, в мире сегодня 850 миллионов безработных мужчин. Остра проблема бедности, продовольствия, экологии, болезней, наркомании, преступности и т.п. В конце XX века более одного миллиарда человек проживает в условиях абсолютной бедности. Решить эти проблемы может лишь присвоение объединившимся рабочим классом созданных его трудом средств производства, выросших до планетарного масштаба. Если марксисты в начале века видели мировую революцию как серию «национальных» социалистических революций, как слом буржуазной государственной машины и замену её диктатурой пролетариата в рамках отдельных нации, то сегодня, с появлением надгосударственного уровня и органов управления государствами, ситуация меняется. Наряду с «национальными» социалистическими революциями необходим захват восставшим рабочим классом международных центров управления мировыми экономическими и политическими процессами.