Олег Торбасов


Глюки клиффистов

Во время дискуссии в РМП о клиффизме в 1995 г. мне попалась любопытная статья члена британской SWP (то бишь, гнусного клиффиста) Дэвида Крауча «Левые и права малых народов: ещё раз о Праве народов на самоопределение». Притом, что в части критики постсталинского шовинизма и русификации особых огрехов не заметно, в своём антисталинизме статья, как водится, явно, вопиюще недобросовестна. Т.е. фактики-то какие-то есть, но они скомпонованы настолько «идеологически», с явным намерением «запудрить мозги» читателю, что вместо исследования проблемы получается идеологическая мышеловка.

  1. «Угнетение по национальному признаку достигло чудовищного размаха при упразднении целого ряда малых республик и депортации их нерусского населения… В 1956 году Хрущев признавался, что «украинцы избежали этой участи потому, что их было слишком много и некуда было выселять»»

    — утверждается со ссылкой на… всё того же злобного клоуна Тони Клиффа, «Государственный капитализм в России». Депортация народов — это отдельный вопрос, но насчёт украинцев явный бред. И даже не Хрущёва, а Клиффа в искажённом пересказе клиффиста Крауча. Ибо у Клиффа сказано буквально следующее:

    «В Украине Хрущёв, глава правительства, объявил в августе 1946 г., что половина украинского партийного руководства (заметим, вовсе не обязательно они должны быть этническими украинцами) была выслана за последние восемнадцать месяцев. Было бы чересчур даже для великорусской бюрократии выслать 30 миллионов украинцев и распустить их «республику»».

  2. «Еще при Сталине в национальных республиках был введен институт «вторых секретарей» ЦК и «первых заместителей» глав правительств, назначаемых прямо из Москвы. Существовало неписаное правило, согласно которому первым секретарем республиканского ЦК должен был быть представитель местного населения, а второй секретарь и председатель местного КГБ — русскими или украинцами. При этом крайне трудно себе представить узбека, таджика или грузина секретарем обкома в РСФСР».

    Автор сам-то понял, что написал? Грузина, занимавшего первый партийный пост, он обнаружил бы всего двумя предложениями выше в собственной статье. А ещё несколькими абзацами выше автор приплюсовывал к Сталину в качестве русских шовинистов… Дзержинского и Орджоникидзе. Оставляя в стороне вопрос, насколько они все русские шовинисты, невозможно не признать тот факт, что они вовсе не русские, а Каганович, например, так и вовсе еврей.

  3. «После смерти Сталина русификация стала проводиться еще активнее. Исходивший из своего тезиса о стирании всяческих различий между советскими людьми на пути к коммунизму, Хрущев начал кампанию в пользу скорейшего превращения русского языка во «второй родной» для всех».

    Всё правильно, вот только хитрый автор «забывает» упомянуть, что Сталин неоднократно и прямо выступал против русификации.

  4. «Во время «большого террора» 1930-х… во всех сферах общественной жизни осуществлялась политика русификации. Алфавиты языков народов СССР почти повсеместно переводились на кириллицу; с 1932 по 1940 годы 11 малых народов вообще утратили письменность».

    Ну, переводились. С не имеющей никакого отношения к тюркским языкам арабской графики.

    Даже Троцкий признавал в «Преданной революции»:

    «…В области национальной политики, как и в области хозяйства, советская бюрократия продолжает еще выполнять известную часть прогрессивной работы… Это относится прежде всего к отсталым национальностям Союза… Бюрократия пролагает для них мост к элементарным благам буржуазной, отчасти и до-буржуазной культуры… В школах Союза преподавание ведется сейчас не менее, как на 80 языках. Для большинства из них приходилось создавать новый алфавит или заменять азиатский, крайне аристократический, более демократическим — латинским. Hа таком же числе языков издаются газеты, которые впервые приобщают крестьян и пастухов-кочевников к элементарным идеям человеческой культуры. Hа заброшенных окраинах царской империи поднимается своя промышленность. Старый полуродовой быт разрушается трактором. Hаряду с письменностью возникает своя агрономия и медицина. Трудно переоценить значение этой работы поднятия новых человеческих пластов. Hе напрасно Маркс говорил, что революция — локомотив истории».

  5. «В начале 1920-х годов политика большевиков по отношению к исламу отличалась куда большей терпимостью, чем к Русской Православной Церкви. Но все переменилось в 1930-х. Большинство мечетей было закрыто: из 26 279 мечетей, действовавших в 1912 году, в 1942-м осталось 1312. Суды шариата были упразднены, а дела переданы в советские суды. Школы, дававшие религиозное исламское образование, были заменены светскими».

    Какой ужас! Небось, если бы этого не делалось, клиффисты вопили бы о союзе сталинистов с исламскими клерикалами (вопят же сейчас об этом национал-левкомы). И так и так виноват бедный Коба.