Перепечатка. Оригинал расположен
Недавно канал 1+1 в очередной раз в три захода показал фильм «Властелин колец». Очень зрелищный, он вызывает немало вопросов у тех, кто не читал знаменитую одноименную эпопею английского профессора Дж.Р.Р. Толкина: даже в длинном фильме режиссер не смог толково рассказать о мире Средиземья, в котором происходят приключения героев. Правда, у тех, кто до просмотра фильма Толкина всё-таки читал, кино вызывает вопросов ещё больше. Сложное и драматическое повествование волей американских кинематографистов превращено в понтовую байку, а образы героев и портреты различных рас Средиземья у знатока творчества Толкина вызывают то усмешку, то негодование.
Но речь пойдет не о том, чем отличаются книга и фильм, а о том, чем они похожи. Центральная идея книги Толкина о Средиземье — идея противостояния Запада и Востока, Света и Тьмы. Свет по его определению — добро, а Тьма, соответственно, — зло. На стороне Света выступают эльфы — бессмертные существа, наделенные врожденной мудростью и красотой. Их союзниками оказываются давние соперники — гномы. Однако основной силой, противостоящей Тьме, становятся люди. Впрочем, битва между Светом и Тьмой идет не только на Пеленнорских полях или у Хельмовой пади — поле битвы лежит в сердцах людей, за которые ведут войну сторонники Светлого Совета (СС) с одной стороны и Тёмный Властелин Саурон с другой. Плечом к плечу против СС сражаются сторонники Саурона — орки — и многочисленные армии людей Востока (монголоидные вастаки) и Юга (негроидные харадрим).
Вне общего контекста мира, созданного Толкином, вся эта война выглядит довольно глупо и целиком в стиле американских боевиков: есть плохие, которые хотят «всех убить и поработить», и есть хорошие, которые «за свободу и против зла». В чём причины войны и с чего всё началось, остаётся за кадром.
Контекст вскрывает «Сильмариллион» — «эльфийская библия», написанная Толкином. В ней — история от сотворения Арды — мира, в котором существует Средиземье. Толкин, создавая её, попытался совместить переработанную скандинавскую мифологию и католическую идею противостояния бога и дьявола.
Творец (Эру) создает Арду и управлять ею поручает своим созданиям — Валар. Как положено, среди них находится возгордившийся Мелькор, который начинает всячески пакостить, уничтожать свет и порядок, насаждать тьму и хаос. В конце концов Валар, пленив Мелькора, выбрасывают его за круги мира. Однако зло не исчезло, а воплотилось в главном приспешнике Мелькора — Сауроне. Он продолжает начатое его учителем — собирает орочье воинство, прельщает целые племена и царства людей, распространяет злое колдовство, мечтая покончить с ненавистными ему эльфами и владычеством Валар.
Такова очень краткая предыстория «Властелина колец» в изложении Толкина — так сказать, версия СС.
Однако вопросы остаются. Как откровенное зло в течение тысяч лет оказывается способно привлечь на свою сторону всё новые и новые огромные количества разумных существ? Почему они с такой готовностью вступают в борьбу против прекрасных и великих Валар и их удивительных любимцев — эльфов?
Где найти ответ?
В самих книгах Толкина, если читать их внимательно.
Прежде всего, что это за мир — Средиземье? Это феодальный мир, мир королей, царств и лендлордов, процветающих за счет эксплуатации крестьян и грабежа соседей. Рано или поздно феодальный мир должен отмереть, уступить новым, более прогрессивным общественным отношениям. Но как раз этого в Средиземье не происходит. Настоящая феодальная утопия на радость Толкиену. Тысячелетие сменяется тысячелетием, но меняются лишь границы царств.
Теократические державы эльфов, которым доступна магия, наблюдают, как перед их глазами проходят жизни десятков и сотен людских поколений. На все прочие расы они смотрят свысока. Гномы — рудокопы, оружейники и ювелиры, но этим их творческое начало и ограничено: они недоверчивы и очень жадны до золота и драгоценностей. Хоббиты — крестьяне-мелкие собственники, которые больше всего любят стабильность, преклоняются перед зажиточными соседями и не интересуются предметами сложнее прялки. Им развитие тоже ни к чему.
Люди — наиболее способная к развитию раса Средиземья. Они смертны, но каждое поколение накапливает знания и передаёт их новым поколениям. Это залог развития, постоянного роста и применения знаний. Но те людские царства, которые находятся под эльфийским влиянием, полностью воспроизводят феодальный строй, не стремясь к коренным переменам. Более того, проявляют склонность к колониальным захватам и порабощению окрестных народов. С благословения великих Валар феодальный порядок с его дикостью, бесправием одних и всевластием других, истреблением еретиков и инакомыслящих на протяжении тысяч лет остается неизменным.
Единственная сила, которая пытается вырвать Средиземье из замкнутого круга, — это государство Мордор во главе с Сауроном и народы, союзные с ним. Во многом именно стремление жить своим умом, не подчиняясь жестоким феодальным властителям и не поддаваясь эльфийской магии, толкнуло многих людей выступить против сил Света — тем более что именно на стороне Тьмы есть материальные условия для развития цивилизации. На сторону прогресса в конце концов переходит и наиболее прозорливый из Светлых — глава Светлого Совета Саруман. В сторонниках Тьмы, орках живет пытливый технический ум и неистребимая любовь к механике, к машинам и т.д. Два оплота Тьмы, Барад-Дур и Изенгард, Толкин изображает как огромные промышленные предприятия, на которых днём и ночью ведётся производство.
Таким образом, помимо собственного желания Толкина, мы обнаруживаем действительную причину войны между силами светлого Запада и темного Востока. Эта война ведётся, с одной стороны, за то, чтобы избавить Средиземье от парализующей феодально-магической диктатуры Валар и их представителей эльфов. С другой стороны, это борьба за то, чтобы окончательно сломить сопротивление тех, кто не приемлет «вечных эльфийских ценностей» и навсегда исключить возможность смены общественного строя в Средиземье.
Во «Властелине колец» побеждает СС, но победа ему дается дорогой ценой — ценой уничтожения магической силы Средиземья, воплощенной в Кольце всевластия. Магия уходит, и вслед за ней уходят эльфы, а люди остаются один на один со своей судьбой, без светлых пастухов. Теперь уже ничего не сможет искусственно сдерживать их стремление к свободному развитию. Правда, технологические центры Средиземья невосстановимо разрушены, а орки подвергнуты геноциду, так что промышленный прорыв надолго отложен. Но есть все основания предполагать, что он состоится.
Разумеется, сам Толкин целиком и полностью на стороне СС. Он, как типичный европейский реакционный интеллигент, влюблён в средневековые порядки, идеализирует их, презирает чернь — рабочих и боится пришествия промышленной цивилизации. Однако он не только реакционен — он ещё и дьявольски талантлив. И потому он не смог убить правду, хоть и спрятал её за тоннами магической и этической шелухи — правду о том, какие из сил Средиземья стоят на стороне прогресса.
Не случайно возникло целое движение «тёмных» толкинистов и целый ряд апокрифов — книг, раскрывающих тему Средиземья с «тёмного» направления. Из них наиболее известны «Чёрная книга Арды» Васильевой (талантливое, хотя и не лишенное патетики произведение, воспевающее гуманистические и революционно-демократические ценности) и «Последний кольценосец» Еськова. Они ставят с головы на ноги реакционные идеалистические построения Толкина, предлагая свою, порой довольно неожиданную трактовку событий — как описываемых в творчестве Толкина, так и тех, о которых Толкин по скромности умолчал.