Мировоззрение леваков
В конце
На идеологию Красного Мая повлияли художественные течения двадцатых-тридцатых годов — дадаизм и сюрреализм. Сюрреалисты стремились скинуть оковы буржуазной культуры, превратив творчество в «поток сознания». Сюрреализм повлиял на идеологию Ситуационистского Интернационала, сыгравшего важную роль в событиях мая-июня
Молодёжный бунт против общества потребления нёс печать потребления и привилегий. Внутренний механизм этого бунта Сартр показал в своей книге о Жене «Святой Жене, комедиант и мученик». «Высшая утонченность потребления — разрушать добро не воспользовавшись им. Так как высшая цель потребления — расцвести в момент смерти, потребление само низводиться до роли несущественного средства: объединённое человечество безмятежно смотрит как расточают добро, которое оно добыло в поте лица своего или завоевало с опасностью для жизни. Но аристократу известно тайное наслаждение встать над благами этого мира. Толпа помнит, кто автор этих щедрот и именно ему предназначены аплодисменты: только ему принадлежат блага, которые он разрушает, отказаться от наслаждения — самое изысканное наслаждение»3.
Все эти особенности эстетического бунта проявились во время Красного Мая. Но в статьях и интервью этого периода Сартр говорит о таких причинах студенческого бунта, как селекционистский характер образования, реформа Фуре, призванная превратить высшую школу в фабрику для подготовки специалистов для нужд монополий, оторванный от жизни характер учебной программы.
В
19 июня 1968 г. в журнале «Нувель Обсерватор» было опубликовано интервью с
Впоследствии Р. Арон говорил, что Сартр не отвечал на его аргументы иначе, как оскорблениями. В интервью 1977 г. Сартр сказал: «Я его оскорбил, если угодно, в
Для Сартра подлинный интеллектуал всегда способен оспорить существующую систему взглядов и готов к тому, что его взгляды в свою очередь будут отвергнуты. Поэтому сама идея свободного поиска истины неотделима от идеи радикальной демократии, в том числе университетской. «Университет создан, чтобы формировать людей, способных к оспариванию», но «на сегодняшний день мы сегодня всё ещё видим в Университете этих нелепых рабов, которые слушают лекции ex cathedra господ, с которыми никогда не спорят»7. Арон для Сартра — преподаватель, не позволяющий студентам спорить с собой, и поэтому он «недостоин быть профессором». Для Арона «немыслимо, чтобы студенты так или иначе участвовали в выборах преподавателя». Студенты первого курса не могут судить о курсе, который им ещё только предстоит прослушать. Но точно также профессора с одного факультета голосуют за профессора с другого факультета, не зная ни предмета, который он преподает, ни качества его работы. Студенты первого курса могут голосовать вместе со всеми.
Студенты должны получить возможность также принимать экзамены и иметь возможность оценивать учебную программу. Если преподаватель «судит, но сам неподсуден, это означает отсутствие истинной свободы»8.
В своих интервью этого периода Сартр постоянно подчёркивает, что проблемы Университета неотделимы от проблем общества в целом. В условиях современного буржуазного общества цель высшего образования — отбор специалистов для нужд правящего слоя, но с этим можно и нужно бороться. Студенты-леваки выдвинули лозунг Критического Университета. По мнению Сартра «в университете могут существовать «критические секторы». Ничто не мешает студентам-медикам, если они этого захотят, исследовать, какой могла бы быть истинная социальная медицина, они могут даже потребовать для этого помещения и времени в учебном расписании. Это был бы не «факультет критической медицины», но внутренний анклав, где можно было бы проводить позитивные исследования»9.
Сартр считал, что студентам надо действовать по принципу «революционного реформизма» Андрэ Горца, «который позволяет поддерживать постоянную эволюцию, каждый раз немного радикализируя требования»10.
Высшее образование во Франции имело «селективный характер» т.е. было направлено на подготовку специалистов для нужд правящего слоя, «сторожевых псов буржуазии», как говорили гошисты и одновременно было во многом оторвано от практической жизни. По мнению Сартра Университет должен служить всему народу, а не буржуазии и бюрократии. «Короче, praxis, против praxis-а, но в то же время, поскольку прежний универсализм этой шлюхи Alma mater по-прежнему маскирует борьбу под нагромождением «незаинтересованного», т.е. бесполезного знания, они (студенты) извлекли истинный урок этого балагана — напрасно университет претендовал бы на всеобщее распространение знаний, он мог бы этого добиться распространяя практические знания. Это означает отказ от селективной роли — необходимо чтобы преподаватели (многие из них согласны) и администрация считали себя защитниками широких масс, а не частных интересов. Таким образом, знание, хотя и практическое, вернулось бы на уровень народной культуры, или точнее обрело бы, т.к. оно никогда его не имело, благодаря своему отказу рассматривать особые требования богачей, некое подобие бескорыстия, которое оно всегда защищало»11.
«Существует только одна стоящая реформа, которая стала бы революцией — необходимо создать университет, целью которого был бы не отбор элиты, а обеспечение культурой всех, даже тех, кто не будет «кадрами»»12
Защитники существующей системы образования утверждают, что в результате развития капиталистического общества спрос на специалистов будет неуклонно расти. Но численность студентов растёт быстрее, чем численность необходимых в промышленности кадров. Поэтому университет, призванный обслуживать нужды промышленности, должен отсеять «лишних» студентов по ходу учебы.
Сартр рассказывает об интересном эксперименте итальянского священника. По словам Сартра, этот эксперимент «способен приговорить всю систему образования». Этот священник в одной деревенской школе собрал учеников, у которых не было реального шанса получить образование. Стимулом к учебе было не деление на отличников и отстающих, а интерес к получению знаний. В конце года все сдали экзамены. Но если экзамен могут сдать все, становится ясен его истинный смысл — «смысл испытания, предназначенного исключительно для того, чтобы замаскировать недостатки и привести в замешательство тех, кем не хотят заниматься»13.
Радикальная демократизация высшей школы — лишь ступень в создании общества, основанного на принципах свободы и социализма. Несмотря ни на что, эти понятия для Сартра всегда были неделимы. Дружба Сартра с коммунистами никогда не была особенно прочной. «Ничего нельзя сделать без коммунистов, ничего нельзя сделать вместе с ними», — говорил он. В
Красный май выдвинул новое требование, общее и для капиталистических и для социалистических стран — требование суверенитета (souverainete): «При демократии все люди должны быть суверенны, т.е. должны иметь возможность решать, что им делать, и не по одиночке, каждый в своем углу, а все вместе»15. В странах Запада этот суверенитет существует формально — все имеют право голоса. «Но фактически его не существует, и именно поэтому раздаются требования «власти» (pouvoir) — чёрной власти, студенческой власти, рабочей власти». В социалистических странах к человеку также относятся не как к цели, а как к необходимому условию производства. Сартр вспоминает польский пропагандистский плакат «туберкулез тормозит производство». Для социалистической бюрократии существуют туберкулез и производство, но не существует людей — туберкулезников и рабочих. «Именно против этой дегуманизации бунтуют польские, чешские, югославские, французские и немецкие студенты и молодые рабочие, хотя режимы, при которых они живут, очень разные»16.
Одним из идеологов молодёжного бунта конца
Для французских коммунистов студенческая революция — не более чем мелкобуржуазное бунтарство, у которого нет будущего. Сартр приводит слова одного коммуниста: «Студенческое движение не является революционным потому что: 1) у него нет революционной идеологии; 2) оно даже не пошатнуло режим; 3) оно является анархистским по своему характеру, потому что когда бунтует буржуазия — это всегда ведёт к анархии; 4) только рабочие могут совершить революцию, потому что они являются производителями»18.
По мнению Сартра, чтобы совершить революцию, вовсе не требуется детально разработанной революционной доктрины. Революционная теория рождается в ходе революционной борьбы. Идеология Кубинской революции родилась в ходе партизанской войны, в результате контактов с крестьянами. Компартия Кубы не только не совершила революцию, но даже отказалась поддержать стачку, организованную студентами и городскими повстанцами. Фидель Кастро также поначалу ставил целью свержение диктатора Баттисты и проведение социальных реформ, а не построение социализма. Догматический марксизм западных компартий лишь препятствует появлению подлинно революционного движения.
Философ свободы
Сартр защищает студентов-гошистов от обвинений в буржуазном анархизме. «Как объяснить тогда бунт чехословацких и югославских студентов, которые родились при социалистическом режиме и из которых больше половины дети рабочих и крестьян?», — спрашивает Сартр. Чехословацкие и югославские студенты требуют того же, что и французские т.е. «свободы критики и самоопределения». «Называть анархистами тех, кто вопреки сталинским бюрократам и технократам общества потребления требует, чтобы люди не оставались продуктами или объектами, а стали наконец истинными хозяевами своей судьбы, означает приклеивать ядовитую этикетку на движение, которое стремятся свести на нет в силу его новизны, революционности и угрозы, которую оно несло старым партийным аппаратам. Молодые революционеры, будь они буржуа или не буржуа, выступали не за анархию, а за демократию, за истинную социалистическую демократию, которой ещё нигде не реализована»20.
Вскоре после событий мая-июня
По мнению Сартра, «в позиции Коммунистической партии во время этого кризиса не было ничего революционного, а впрочем, не было ничего реформистского». Во время всеобщей забастовки КПФ и CGT попытались свести все требования рабочего класса исключительно к увеличению зарплаты. Компартия «боится революции» потому, что у неё нет представления о том, какой может быть революция в современном обществе. «Во Франции никогда не произойдет такая революция, как в России в
Сартр увидел в событиях мая-июня
1 Sartre
2 Сартр
3 Цит. по: Prevost Cl Les etudiantes et le gauchicme. P., 1968. P. 104.
4 Sartre
5 Цит. по: Посконин В.С. Французская публицистика и историография «красного мая» 1968 г. — М., 1982. C. 88.
6 Sartre
7 Sartre
8 Ibid. P. 190.
9 Sartre
10 Ibid. P. 196.
11 Sartre
12 Ibid. P. 254.
13 Ibid. P. 255.
14 Цит. по: Киссель М.А. Дороги свободы
15 Sartre
16 Ibid.
17 Sartre
18 Sartre
19 Sartre
20 Sartre
21 Sartre
22 Ibid. P. 13.