После многолетних попыток религиозных организаций России протащить в школу религиозные предметы, руководство государства в лице президента и министра образования, наконец, сформулировало свой подход к этому вопросу.
В озвученных инициативах радует только одно: власти вспомнили о существовании неверующих граждан, в том числе школьников, и признали их право заменить изучение религиозных предметов курсом светской этики. В остальном же проект предмета «Духовно-нравственное воспитание» вызывает серьёзную озабоченность.
Разделение школьников по конфессиональному признаку, планируемое в рамках этого предмета, да ещё в раннем возрасте, безусловно, приведёт к обострению конфликтов между верующими разных конфессий, а также между верующими и неверующими.
Отсутствие в списке изучаемых по выбору религий языческих религий, неправославного христианства, восточных религий и других верований, является дискриминацией исповедующих эти религии, в то время как ввести эти религии в качестве альтернатив при изучении данного предмета, по всей видимости, технически невозможно.
Да и предлагаемые шесть вариантов далеко не всегда осуществимы в реалиях нынешней школы. Это, скорее всего, приведёт к давлению школьной администрации на родителей с целью принудить тех выбрать один вариант для всего класса. В этом случае, без сомнения, в качестве такого единого варианта будут проталкиваться так называемые «традиционные» религии. В результате мы придём опять-таки к навязанному преподаванию религиозного предмета.
Наконец, введение нового обязательного предмета в школьную программу приведёт либо к увеличению и без того немалой нагрузки на учащихся, либо к сокращению часов, отводимых на другие предметы.
Таким образом, данное половинчатое решение, принятое явно в качестве уступки всё усиливающемуся давлению клерикалов, не принесёт и не может принести позитивных изменений в сферу образования. Единственный достойный светского общества путь решения данного вопроса — строго соблюдать принцип отделения школы от религии и ограничить религиозное образование рамками учебных заведений, создаваемых заинтересованными религиозными организациями за свой счёт и на добровольной основе.