Нельзя отрицать, что за годы своего существования
В ряду первых левых организаций
Разумеется, для Интернет-агитации неприемлемы наши обычные подходы, нужно использовать приёмы, присущие этой среде. В совершенстве мы этого делать ещё не умеем, но можно утешаться тем, что остальные левые, как правило, умеют ещё меньше. Так, обычный для буржуазных сайтов и совершенно необходимый для незнакомого с организацией веб-серфера (а особенно журналиста) раздел FAQ, в котором перечислены часто задаваемые вопросы и «канонические» ответы на них, я нашёл только на
Интересно, что зарубежные компартии обычно сначала сами обзаводятся сайтом, а потом выделяют страницу на нём своей молодёжи (единственное известное мне исключение —
Теперь немного укрупним вопрос: как вообще должна проходить массовая агитация в современных условиях господства многотиражных газет и электронных масс-медиа. Буржуазная рекламная практика давно привела к рождению отдельного направления, имеющего свою теорию, — public relations = PR (пиар). Рекламные концепции, подходы специалистов придирчиво отбираются конкуренцией. На рынке не просуществуешь, как это получается у многих левых групп, десятки лет, замкнувшись на устаревшей, оторванной от жизни догме. Его законы требуют постоянного просчёта, выделения целевых групп (target groups), подбора бьющих в цель слоганов, бэджей, логотипов, заботы о престиже брэнда (торговой марки). Разве не тем же занимались большевики, выдвинув чёткие и ясные для масс лозунги? Сейчас, чтобы выжить в информационном поле требуется проводить эту линию ещё последовательней. Каждое слово в рекламе должно иметь свою цель. Разве не этому учил нас Мао, критикуя «пускание стрел, когда не имеешь перед собой цели» [1]?
И в этой области
Применение центром передовых технологий наиболее заметно по крупнейшему «козырю» нашей организации — газете «Бумбараш». Это издание явно выделяется из ряда оппозиционной прессы, выделяется попыткой современного подхода, заметной сквозь все конъюнктурные наслоения, сквозь конфликты между издающими его кадрами, многие из которых представляют себе газету очень по-разному.
Посмотрите на коммунистический издательский мэйнстрим, на то, что обычно публикуют наши компартии. В большинстве газет бездумно применяются графика и стиль, свойственные советскому времени. Господствует ориентация на ностальгические чувства старшего поколения, на тезис возврата к социализму.
Между тем, В. Райх указывал: «Только молодёжь имеет значение!» [2] и с этим нельзя не согласиться. Грядущую революцию делать именно молодёжи — в недооценке или отрицании этого момента проявляется неоднократно раскритикованная еще в ходе анпиловского раскола вера в быстрое и лёгкое достижение успеха. Мы должны рассчитывать на будущее, а, значит, делать ставку на молодёжь.
Молодых же людей на ностальгию не возьмёшь, так их можно только отпугнуть — как только они почувствуют веяние консерватизма. Большевики 1917 г. были в подавляющем большинстве моложе 30-ти лет. Они не ставили себе такой задачи сознательно, но мы сейчас, в нынешней обстановке — обязаны исправить создавшийся перекос. Поэтому и революционная газета должна быть свободной от советских штампов, идейно целостной, но не оторванной от широких масс, а непосредственно связанной с их повседневной практикой.
Ещё одно достижение
Рассмотрим теперь основную претензию тов. Жутаева. Фактически он требует раскола
Тов. Жутаев отмечает, что «в организацию приходят люди, исповедующие самые разные левые идеологии, преследующие самые разные цели, имеющие самые различные взгляды на средства для реализации этих целей». Ира Костикова напомнила нам, что именно такая ситуация и привлекла тов. Жутаева в свое время в
А для действительно требующегося «выделения чётко оформленных фракций» в
По тактике можно выделить два подхода. Один из них замечательно выражается следующими словами: «Мы должны идти в массы, учиться у масс, обобщать их опыт, выдвигать на его основе еще лучшие, систематизированные принципы и методы и затем снова нести их в массы (пропагандировать), призывать массы следовать им, разрешать проблемы народных масс, с тем чтобы массы добились освобождения и счастья» [3]. В КПК этот принцип назывался «черпать у масс и нести в массы» [напр., 4]. Этот подход реализуется по-разному: одни идут к рабочим, другие к студентам, третьи работают с субкультурами… Так и должно быть, ведь Ленин учил нас «идти во все классы населения, рассылать во все стороны отряды своей армии» [5]. Коммунисты должны проникать всюду — везде можно найти что-нибудь полезное для революции. Важно лишь всегда чувствовать свою связь с угнетёнными народными массами.
Второй подход заключается в верхушечных комбинациях, осуществляемых помимо масс. У этого подхода тоже есть разные реализации, но суть в них одна — придти со стороны новоявленными вождями, руководство которых массы почему-то должны признать.
«Акции прямого действия», как их понимает множество романтически настроенных молодых людей, приходящих в
Между тем, Москва не осознаёт своих центральных функций, считает допустимым подвергать своих, не столь уж многочисленных членов риску ареста. Тов. Костикова даже упорно утверждает (в частности, на совещании членов ЦК 17 июня и в перерыве пленума ЦК 29 июля), что «дело НРА» нанесло удар одной лишь Московской организации, но не
Что касается отношений с РКРП… Очевидно, что в нашей партии многое заслуживает критики. Так, на пост секретаря ЦК по идеологии откровенно претендует махровый ревизионист, амбициозный шут Подгузов. И, хотя его кандидатура не была выдвинута Московской конференцией, она получила всё же одобрение 42% делегатов. Да и аналогичный пост в Московской организации он-таки занимает.
Правые колебания допускают и другие комитеты — слишком часто. Примеров можно привести много, хотя бы вспомнить недавнюю поддержку, оказанную в Ленинграде Яковлеву, но не буду отвлекаться на частности.
Было мучительно стыдно наблюдать метания партийного руководства перед президентскими выборами. Кончилось тем, что у РКРП вообще не было единой позиции, соседние комитеты агитировали за бойкот, за Зюганова и против всех. Допустимо ли такое положение вообще для политической партии?!
Номенклатурные игры с шенинской группой привели к появлению в постановлении ЦК чудовищного с марксистской точки зрения положения: «двигать новое союзное государство в сторону социализма» (выделение моё).
Должна молодёжь подмечать и критиковать такие проколы? Думаю, вопрос так вообще не стоит. Все члены партии, и молодые в первую очередь, должны бдительно следить за руководством, пресекая любые отклонения от революционной линии!
Могут сказать: да, члены партии должны заниматься критикой и самокритикой, но они должны это делать как члены партии. Что тут возразить? Да, безусловно наш долг исправлять партийную линию через структуры самой партии. Но в том-то и дело, что структуры партии в большинстве случаев к этому неспособны.
Вступать в конфликт с партийным руководством молодёжь откровенно боится. Слишком очевидно, что оно просто манипулирует огромной с точки зрения нынешнего комсомола массой низовых активистов, многих из которых привели в ряды коммунистической партии лишь ностальгические чувства и лево-реставраторские иллюзии. И к этой массе бесполезно апеллировать с помощью возбуждающей молодёжь революционной фразы, а равно — диалектической логики. Ситуацию блестяще описал один из коммунистически настроенных учеников Фрейда: «После лейпцигского съезда в 1932 году мне довелось поговорить с рабочими социал-демократами, которые побывали на съезде в связи с политическим кризисом. Они соглашались со всеми доводами против пропагандируемого социал-демократией «пути к социализму»» и «в остальных отношениях почти не проводили различия между собой и коммунистами. Я спросил одного из них, почему они не отделились от своих руководителей. Ответ рабочего настолько шёл вразрез с его ранее высказанным мнением, что я был ошеломлён: «Наши руководители, безусловно, знают, что они делают». В этом ответе нашло однозначное выражение противоречие рабочего социал-демократа: отношение к руководству не позволяет критике его политики воплотиться в действие» [6].
Получила распространение тенденция понижения статуса молодёжи в партии. Моё избрание секретарём обкома по идеологии, увы, исключение. Памятны ещё конфликты в Калуге и Сыктывкаре, недавно нижегородские товарищи говорили, что выведены из обкома. Кто у нас сейчас из молодых в ЦК? Вот то-то и оно.
Между тем, молодёжь — это вовсе не партийцы особого сорта. Как-то в нынешнем комдвижении не принято вспоминать, что, скажем, на Лондонском съезде РСДРП половина делегатов-большевиков была в возрасте до 27 лет. Меньшевики были чуть постарше — года на 2 в среднем. (При этом, кстати, рабочих было ~36% — по нынешнему Уставу РКРП такое не прокатило бы. Так может пора вводить молодёжную квоту — если уж РКРП хочет ориентироваться на большевиков? На её VIII съезде больше половины делегатов, а на X съезде больше двух третей делегатов были старше 50 лет.)
Так что молодые члены РКРП — и есть её действительная часть, от которой зависит всё. Чтобы решить проблемы, надо самим становиться на ноги, надо приобретать независимость, как финансовую, так и идейную (т.е. уметь растолковать — в т.ч. через газеты и листовки — потенциальному стороннику преимущества коммунизма не хуже, чем это сделают в партии). Надо овладевать теми методами работы, в которых молодёжь лидирует — вёрстка, Интернет, пиар, инфильтрация (проникновение) в молодёжные коллективы, зарубежные связи. Тогда партия будет обращаться к своей молодёжи за помощью. Ну а кто не захочет сотрудничать (вполне возможно, что таких будет большинство, и это будет официальной позицией) — что ж, для таких существует мусорная корзина истории.
1. Мао Цзэдун. Против шаблонных схем в партии — Избранные произведения, т. 4, с. 101.
2. В. Райх. Психология масс и фашизм. — С-Пб-М, «Университетская книга», АСТ, 1997, с. 197.
3. Мао Цзэдун. Организуйтесь! (29 ноября 1943 года) — Избранные произведения, т. 3.
4 Мао Цзэдун. К вопросу о методах руководства (1 июня 1943 года) — Избранные произведения, т. 3.
5 В.И. Ленин. Что делать?
6 В. Райх. Психология масс и фашизм. — С-Пб-М, «Университетская книга», АСТ, 1997, с. 93.