— В «Советской России» за 8 декабря 2001 г. была опубликована статья Б. Валентинова «Оболгали мечту», в которой приводились данные по динамике доли госрасходов в ВВП в развитых капиталистических странах. В частности, по США давались следующие данные: 1870 г. — 7.3%, 1913 г. — 7.5%, 1960 г. — 27%, 1998 г. — 32.8%.
Я решил проверить и уточнить эти данные. Мне удалось найти официальные данные по федеральным расходам в США за 1940-2000 гг. и отнести их к ВВП. Получившийся показатель действительно возрастал с 1948 г. по 1982 г., — с 11% до 23%. После этого он начал снижаться и в 1991-2000 гг. снижался из года в год. В 2000 г. он составил 18.2%, вернувшись на уровень середины 1960-х.
(Интересно также, что доля расходов на оборону падала почти всё время с 1953 г., когда она составляла 14% от ВВП, до 2000 г., когда она упала ниже 3%. Исключения — периоды 1956-58 гг., 1965-68 гг. и 1979-86 гг. и 1991-92 гг., отмеченные некоторой милитаризацией, но не изменившие общей тенденции.)
Федеральные расходы несколько меньше государственных, но всё же их динамика даёт понять, что картина, нарисованная «Советской Россией», неверна.
В Европе, по крайней мере, в последние годы, имела место та же тенденция. Отношение общих госрасходов к ВВП стран Евросоюза снизилось от 51.2% в 1996 г. до 47.0% в 2000 г. Ни в одной стране ЕС не произошло роста доли госрасходов — наименьшее относительное снижение отмечено в Португалии, от 45.6% до 44.6%. При этом во многих странах этот показатель ещё остаётся на высоком уровне, достигнутом, по-видимому, на предыдущем этапе мирового развития; наиболее «огосударствленными» оставались в 2000 г. Швеция (58.7%), Дания (53.5%), Франция (52.8%) и Австрия (51.9%) — но и в этих странах данный показатель существенно снизился.
— Всё очень просто!!!
Период после Второй мировой войны, — или даже ещё раньше — после «Великой Депресии» 1929-1933 гг. — это был период кейнсианства в экономике большинства западных (да и не только) стран! Госрегулирование, частичная национализация некоторых стратегических отраслей экономики, этатизм. создание «государств благоденствия» и т.д. — вот основные черты того периода. Поэтому — абсолютно верно — что ты указал период с 1948 по 1982 гг. — это как раз действительно период «послевоенного процветания» вперемешку с социал-демократическо-кейнсианскими методами управления экономикой! Неудивительно что тогда возрастали госрасходы.
Но с середины 70-х ситуация начала меняться! Чрезмерные госрасходы в условиях госмонополистического капитализма приводили к чрезмерной инфляции, колоссальных дефицитов бюджетов, что явилось причиной кризисов 1974-75 гг. и 1980-82 гг. (тут также наложились факторы неустойчивости цен на нефть и переход от ретро-индустриальных к информационным технологиям, то есть структурные сдвиги в экономике «первого мира» и некоторых стран «второго мира»). Во время кризиса 1974-75 гг. — наблюдалось невиданное явление — стагфляция — то есть при одновременном спаде производства и росте безработицы наблюдался рост инфляции — до этого считалось, что при спаде инфляция тоже должна снижаться! Два системных кризиса — 1974-75 гг. и 1980-1982 гг. — обозначили кризис и ограниченность кейнсианской модели и начался переход от кейнсианской к монетаристской/неолиберальной модели, совпавший по времени с приходом к власти правительств неоконсерваторов — в 1979 г. в Англии (Тэтчер), в 1980 г. — в США (Рейган), в 1982 г. — в ФРГ, ещё раньше — в 1973 г. — приход неолиберальной хунты в Чили и т.д. Тэтчер и Рейган шли к власти именно с педалированием на необходимость ограничения госрасходов.
Начался социальный демонтах, дерегуляция экономики, параноидальная борьба с инфляцией (ценой зверских, невиданных социальных издержек), приватизация национального сектора (как якобы «убыточного» и «неэффективного»). Безработица начала бить рекорды за весь послевоенный период (особенно в Великобритании и Чили). Несколько позже неолиберальные модели были испробованы в ряде других стран (Аргентина, Польша, Чехия, Россия (1991-1994 гг. — правительства Гайдара и Чубайса).
В принципе, я думаю, что США — как мега-империалист и мега-коллективный эксплуататор — могут позволить себе незначительно сокращать госрасходы — всё дело в том, что там и так никогда не было особого социал-демократического «Welfare State»! Но в Великобритании, Чили, Аргентине, Польше, Бразилии, России, Эстонии, Германии (после 1992 г.) сокращение госрасходов было весьма ощутимым!